Материал будет актуален на 2022 год.
1. Долгое, но важное введение.
1.1. Вместо вступления
Долгое время думал над тем, стоит ли писать на столь щепетильную тему и с какой стороны подойди к вопросу. Чтобы не давать субъективных оценок: форматам, образовательной программе и получаемым результатам, пришёл к тому, что образовательные курсы и обучение на них буду рассматривать через End to End процесс, вы получаете профит при вкладывании ресурсов в знания и навыки.
1.2. Почему захотел рассказать об этом?
- Повышаю ценность материала блога. На сайте много разрозненной информации, которая решает микро Job — получение информации о базовых фреймворках, но не дает структурной картины.
- Инвестиция в образование капитализирует ваш доход, а не правильно подобранная программа приведет к трате денег и упущенному времени, в которое сделаете Side-проект и получите кейс в копилку.
1.3. Кому полезен материал?
- Специалисту, который хочет перейти в IT;
- Специалисту, который уже работает в IT и решил поменять роль;
- Студенту, желающему попасть.
1.4. Как читать материал?
Вдумчиво, внимательно, желательно критикуя мою точку зрения.
1.5. Почему все написано так долго и мучительно?
Обучение — процесс болезненный, а статья несет именно такую задачу, так как по итогу вы должны получить навык подбора образовательной траектории для своей уникальной ситуации и задачи, которую вы хотите сейчас решить.
1.6. Из бонусов
Для вас собран весь материал о курсах в одном месте и написана методология для анализа, которой пользуюсь я. Вам останется поработать и проанализировать как в действительности это может помочь в вашей уникальной ситуации и принять решение.
2. Предмет разговора
2.1. Основные понятия и термины
Прежде чем обозначать критерии с помощью которых возможно проводить оценку курсов, хочется уточнить определения:
Образова́ние — система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.
Воспита́ние — процесс обучения, защиты и заботы о детях с целью их здорового развития во взрослой жизни.
Обуче́ние (в науке) — деятельность по изменению и адаптации поведения субъекта обучения с целями выживания, развития, совершенствования.
Уме́ние — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
На́вык — способность деятельности, сформированная путём повторения и доведённая до автоматизма.
Зна́ние — это осведомленность или понимание кого и чего угодно, которое можно логически или фактически обосновать и эмпирически или практически проверить. Согласно распространённой трактовке современной эпистемологии, знание — это реальное положение дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека. Говоря о знании, чаще всего подразумевают отражение действительности в сознании человека.
Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
Де́ятельность — сознательное активное взаимодействие субъекта (разумного существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.
Важно запомнить одно, на курсах вы получаете не образование, а обучение, с присущим ему свойством адаптации вас к новым способам взаимодействия с миром. В процессе обучения важно научить студента умениям в профессии продакт менеджмента, которые возможно воспроизвести не только в заученном формате, но и в измененных условиях.
2.1. Критерий оценки
В этом пункте будет достаточно много субъективной оценки (от меня), так как это исключительно мой опыт, который нужно оценивать и применять исключительно через критическое мышление. На что я смотрю при подборе программы обучения:
Дата запуска программы.
Не буду вдаваться в подробности создания образовательного продукта, но по опыту создания программ нужно знать одно — материал нужно обкатывать и адаптировать под студентов, работодателей и конечно же конечные результаты. Этот процесс занимает от 1 до 2 лет, активной работы с хорошим потоком студентов.
Вывод: если вы попадаете в новую программу, то стоит терпеть шереховатости и промахи между ожиданиями и результатом. Чтобы не рисковать стоит рассматривать обучение которое существует на рынке >2-х лет, при этом достаточно активно развивается. Посмотреть динамику возможно периодически отсматривая старые версии сайта через веб архив, в части структуры обучения. Если она меняется, через 2 года можно смело заходить в обучение
Про кейсы
Не всегда обучение строится вокруг сквозного кейса с добавлением множества кейсов по конкретным навыкам.
не все вопросы могут быть разобраны, так как не хватает опыта
PS чтобы закрепить 1 навык нам необходимо 100 часов , где мы должны получить много теории, отработку на кейсах и домашнюю работу над своим проектом
Происхождение обучающей программы.
1. Государственное образование:
Устоявшаяся методология и практика обучения
Плюсы
- Большая структурность, системность и стандартизированная подача материала, всё будет консистентно. Условный Owervie точно будет
- Авторы отбираются из осознанных, взрослых и опытных профессионалов (как правило не звезды на рынке), команда с ними работает та которая собирает основные программы обучения в вузах
- Здесь важно сказать о том, что гос образование по знаниям будет сформировано по методологиям вуза это и плюс и минус одновременно
Минусы
- Системность знаний означает, что инновации рынка вряд ли успели туда попасть
- Не всегда вы получите много практики и кейсов
- Могут быть проблемы с ответом на злободневные вопросы
2. Ed-tech школы:
Бизнес подход, быстрота отклика на рынке, большая клиентоориентированность, вот что можно описать про новую школу.
Плюсы
- удобство форматов обучения отзывчивый персонал и преподаватели
- материал для обучения взят из рынка здесь и сейчас,
- у препода можно взять текущие и инструменты, то что он применял вчера на работе / своем проекте
—
—
—
—
—
Минусы
- методика обучения не состоялась, так как большинство школ появились недавно, хоть и берутся самое лучшее и применяется, но любому процессу нужно устоятся и адаптироваться
- преподователи не всегда взрослые и осознанные профессионалы с 10+ опытом. к тому же многосторонним (если это будет так программа будет стоить очень много)
- из первых двух пунктов вытекает возможная односторонняя подача материала, которая является опытом одного человека
- из первых двух пунктов вытекает возможная односторонняя подача материала, которая является опытом одного человека
3. Бутиковые курсы от «звезд рынка»
Ребята, которые имеют признание на рынке и достигли высоких результатов, решили отрефлексировать свой опыт и поделится с вами
Плюсы
- большая вероятность что это будет проработан только один навык, но очень подробно
- все будет выстроено вокруг кейсов звезды или разобраны будут ваши кейсы очень подробно
- не возникнет ситуации когда по данному навыку будут вопросы и вы не сможете его решить
- вы действительно получите навык
Минусы
- будет дорого стоить цена за знания и формирование одного навыка. значительно выше предыдущих
- нет нормальной методической поддержки, а значит вы будете уметь что-то делать, но непонятно зачем в
- глобальном смысле (для чего это компании, в каком контексте применять, а в каком не надо)
3. Обзор игроков рынка
3.1. Бесплатно или почти бесплатно
Основная задача данных курсов обзорно рассказать о профессии, основных задачах и чем занимается данный специалист, ожидать навыков не стоит. Чего стоит ожидать — структуру и конечно же мотивацию.
Какую задачу решают: введение в специальность, погружение в контекст
Название курса | Стоимость |
[Product Sense] |
Бесплатно |
[Яндекс] |
Бесплатно |
[Coursera] |
Бесплатно |
[Coursera] |
Бесплатно |
[ProductUniversity] |
Бесплатно |
[Agile подходы] |
Бесплатно |
[Udemy, комплект 1] |
3088 рублей |
[Udemy, комплект 2] Become a Product Manager | Learn the Skills & Get the Job |
5979 рублей |
[Lead Startup] |
5000 рублей |
3.2. Платные программы
Представители Вузов
Название курса | Стоимость |
ВШЭ — Product manager | 275 000 рублей |
239 000 рублей | |
МBA — Product Менеджер | 73 800 рублей |
ИБДА — Мастер управления проектами и продуктами | 490 000 рублей |
Представители Ed-tech. Для простоты перечислены названия игроков
Название компании | Стоимость |
Product University | Акселератор (оплата после трудоустройства) |
Product Star | 131 000 рублей |
Нетология | 139 000 рублей |
GeekBrains | 114 000 рублей |
Skill Factory | 114 000 рублей |
Skillbox | 85 000 рублей |
Product Vision | 69 000 рублей |
3.3. Бутиковые программы от звезд рынка.
Большая часть программ про опыт и навыки конкретного автора, иногда дополняется общей теорией, но такой материал не сильно ценен. На такие курсы стоит идти за закрытием конкретных навыков, так как это сильно дешевле, чем обучаться лично.
Автор | Стоимость |
Валерия Розова | 68 000 рублей |
Илья Красинский | 80 000 рублей |
Иван Замесин | 29 990 рублей |
Дмитрий Безуглый | 50 000 рублей |
Олег Якубенков | 55 990 — 89 000 рублей |
Дмитрий Кустов | 49 000 рублей |
3.4. Как оценивать ценность программы?
Если коротко — никак.
На рынке еще не сформировался единый стандарт навыков, зоны отвественности, функций и т.д., все к этому идет, но до этого момента каждая программа имеет ценность исключительно в вашей голове.
На основе предыдущего утверждения возможно придти к следующему — каждую обучающую программу имеет смысл рассматривать через призму JTBD:
- Хочу получить конкретный недостающий навык для эффективной работы
- Хочу быстро попасть в контекст и получить дополнительную мотивацию
4. Какие кейсы с обучением могут быть
JTBD: Хочу получить конкретный недостающий навык для эффективной работы.
Данный кейс возникает у продактов, которые только только перешли в профессию или начали работать над задачей, где срочно востребован навык.
Например я перешел в компанию МТС и мне нужно с нуля запустить, в таком случае мне нужно определить, что сейчас мне нужны следующие навыки:
- Проведения интервью
- Экономика продукта
- Опыт и навыки запуска продукта с нуля
Из перечисленных навыков у меня страдает только интервью, под рукой нет исследователей и знакомых, которые могли бы помочь быстро прокачать навык, соотвественно я иду на курс Ивана Замесина и быстро закрываю данную потребность.
JTBD: Хочу попасть в контекст и получить дополнительную мотивацию.
Данный кейс идет у людей, которые хотят перейти в профессию или систематизировать знания, не имея четкого запроса.
Пример я работаю продакт менеджером в х5 ретейл, в компании есть внутренний продукт, которым занимаюсь как проектный менеджер, но иногда развиваю его и хочу попробовать себя в новой роли, так как проджект менеджмент надоел (нет возможностей к росту) и хочется влиять на продукт.
Здесь нет чёткого запроса на навык, есть запрос на изменения мышления и подходов к работе, с этой задачей как раз таки справляются общеобразовательные курсы, где вам сэкономят время на поиск и систематизацию материала.
В итоге вы получаете:
- Группировку материала по темам
- Базовые инструменты, фреймворки и подходы
- Вам покажут как это работает и вы немного по практикуетесь
Но не стоит ожидать от такого типа курсов чего-то большего, их ценность — экономия времени и погружение в контекст через людей (проводников) в мир продакт менеджмента.