Что такое OKR и как правильно выстраивать и применять это в работе
OKR (Objectives and Key Results) – это система управления, планирования и постановки целей для достижения качественных результатов в бизнесе. Методология объединяет в себе индивидуальные, командные и организационные задачи с прогнозом ожидаемых результатов для определенного периода.
Сегодня модель целеполагания OKR активно используется в структурах Facebook, YouTube, Google, Amazon и многих других лидеров рынка, что подтверждает ее эффективность. Поэтому с этой темой стоит ознакомиться детально.
Преимущества внедрения OKR
Использование методики Objectives and Key Results дает возможность сделать работу коллектива понятной и согласованной на всех этапах и направлениях. Успешное внедрение создает рабочую атмосферу, в которой все участники команды понимают, какую цель им нужно достичь и что для этого должен делать каждый сотрудник.
Внедрение OKR дает следующие преимущества:
- На всех уровнях принимаются объективные решения. Члены команды понимают, какие задачи нужно поставить и выполнить, чтобы добиться необходимого общего результата.
- Получение четких метрик для определения качества промежуточных результатов работы.
- Формирование условий для прозрачной рабочей коммуникации в коллективе.
- Донесение до отдельных членов команды понимания того, какова их роль в достижении поставленных целей.
- Организуется эффективная синхронная работа.
Грамотное использование OKR позволяет руководству получить сплоченную команду, мотивированную на получение качественного результата.
Особенности практического внедрения
Практика показывает, что в большинстве компаний переход на новые методики работы происходит неправильно. Наверное, все слышали про такие примеры: «Руководитель вернулся с очередного тренинга и заявил, что с понедельника мы работаем по новым правилам».
К чему это приводит? Как правило, только к растерянности, раздражительности и потере мотивации среди членов команды. Как внедрить OKR? Специалисты рекомендуют делать это постепенно.
К примеру, систему целеполагания можно интегрировать в рабочие процессы за 3–4 месяца до старта учета результатов. Если нет столько времени, то внедрение необходимо доверить профессионалам с опытом. В противном случае инструмент будет приносить только отрицательные результаты.
Основные принципы внедрения OKR
1. Полная прозрачность
Всем членам команды необходимо предоставить свободный доступ к поставленным целям и ключевым результатам. В идеале даже стажеры должны иметь возможность увидеть OKR генерального директора – это формирует доверительное отношение и объединяет команду на пути к общей цели.
2. Минимизация метрик
Лучше ставить глобальные задачи на определенный период для отдельных направлений, объединяя их единой целью развития компании. Это помогает концентрировать внимание, а также дает понятные ориентиры.
3. Отсутствие привязки к премиям и бонусам
Выполнение метрик OKR не должно влиять на оплату труда сотрудника. Члены команды не всегда могут повлиять на результаты. К примеру, объемы продаж туристических путевок могут оказаться на минимальном уровне из-за карантина. В таком случае несправедливо «наказывать» сотрудника за невыполнение целей OKR.
4. Систематичность измерения
В процессе внедрения методики необходимо запланировать проведение регулярных встреч на разных уровнях. В рамках встречи нужно обсуждать промежуточные результаты, динамику рынка, существующие проблемы и удачные решения.
5. Квартальность
Специалисты рекомендуют планировать OKR на 3 месяца. Можно создавать и годовые планы, но они должны иметь не строгий, а ориентировочный характер контроля. Такие сроки позволяют всегда оставаться в тренде событий и обдуманно формировать цели для следующего периода.
Принципы правильного определения метрик
Методология формирования задач в OKR подразумевает постановку таких целей, которые не будут комфортными, но при этом они должны мотивировать на их достижение. Идеально поставленная метрика должна быть выполнена на 70–80 %. Если задача полностью выполняется, то, скорее всего, она была недостаточно амбициозной. Но важно, чтобы цели были реальными.
К примеру, если компания занимается продажей пиццы с доставкой, то глобальные цели в OKR могут выглядеть следующим образом:
- разработать и внедрить технологию отслеживания реальной скорости доставки;
- оптимизировать работу курьеров;
- найти метод сохранения температуры пиццы в течение 60 минут;
- создать и внедрить систему поощрения успешных курьеров.
И если на момент фиксации результатов пицца будет оставаться горячей 45 минут вместо 30, а система контроля доставки будет разработана, но не настроена, то можно говорить об успешном выполнении OKR, так как компания получила значительный прогресс в достижении глобальных целей.
Подведем итоги
Теперь вы знаете, что такое OKR и как эта методика целеполагания помогает развиваться бизнесу. При внедрении нужно просто не спешить и придерживаться базовых принципов. Тогда команда будет мотивированной, а компания будет активно развиваться.