ДомойЦифровой продуктКонцепция подрывных инноваций: примеры и принципы создания взорванных рынков

Концепция подрывных инноваций: примеры и принципы создания взорванных рынков

Подрывные инновации: что это и как они создаются

Подрывные инновации — это новые технологии, продукты или разработки, которые кардинально меняют соотношение ценностей и ресурсов на устоявшемся рынке. Сам термин был сформулирован и введен в публичную плоскость Клеем Кристенсеном.

В своей книге «Дилемма новатора» он детально рассматривает вопрос сложности вывода на рынок абсолютно новых продуктов. Волны технологических инноваций приводят к тому, что ранее успешные продукты теряют актуальность и спрос, а их нишу занимают новые разработки.

 

Основы идеи о подрывных инновациях

Развитие технологий позволяет создавать и предлагать рынку обновленные виды товаров и услуг, которые уже представлены на рынке. Но формирование такого предложения, как правило, связано с потерей части рентабельности. Именно поэтому потенциально перспективные продукты часто не выводятся на рынок. Но если это происходит, то их успешность и высокая рентабельность становится настоящей неожиданностью для менеджмента.

Концепция подрывных инноваций во многом определяет нежелание крупного бизнеса заниматься предпринимательским творчеством, так как их деятельность полностью ориентирована на отлаженные и прогнозируемые процессы.

 

Примеры подрывных инноваций

Взорванные рынки часто являются последствием вывода на рынок качественно новых продуктов. Можно привести следующие примеры подрывных инноваций:

  • классическая бумажная литература активно вытесняется удобными и недорогими электронными книгами;
  • гужевой транспорт и вся сопутствующая инфраструктура давно вытеснена автомобилями;
  • печатные энциклопедии теряют свою актуальность по мере развития «Википедии»;
  • электронные платежные системы в значительной мере сократили долю наличных расчетов в экономике.
  • онлайн-банкинг с возможностью оплатить практически любые услуги и товары удаленно, сделал расчетные кассы намного менее востребованными.

Для анализа  рынка важно правильно оценивать соотношение подрывных и поддерживающих инноваций. К примеру, распространение доступных смартфонов и мобильного интернета — это действительно взрывные решения. А развитие онлайн-сервисов — это логичные поддерживающие нововведения.

 

Основные принципы создания подрывных инноваций

Согласно базовой теории, успешные новации всегда проходят 5 принципиальных этапов. Если этот комплекс нарушается или сокращается, то продукт почти гарантировано окажется провальным, а комп