Применение модели Коттера в цифровых продуктах
Модель изменений Дж. Коттера – инструмент для поиска стабильных решений развития бизнеса, в том числе в сфере разработки цифровых продуктов. Он позволяет всего за восемь шагов составить план действий, нацеленный на компенсацию неизбежных изменений на рынке. Применение модели актуально как для руководителей, так и для менеджеров среднего звена.
№ 1. Острая необходимость
Изменения бизнес-процессов согласно модели Коттера должны стать обоснованной, согласованной целью. Важно перед каждым новым внедрением моделировать сценарий развития событий, чтобы понимать реальные результаты. 75 % успеха относится именно к этому этапу. Желательно оценивать имеющиеся ресурсы, перспективы привлечения дополнительных.
№ 2. Влияние коалиции
Следующий шаг – преодоление «сопротивления» нововведениям со стороны персонала. Приказы без понимания сути вопроса сотрудниками редко оказываются эффективными. Поэтому модель организационных изменений Дж. Коттера предлагает выявлять в коллективе лидеров мнений, тех, кто лояльно расположен к администрации предприятия, и действовать через них.
№ 3. Визуализация изменений
В качестве дополнительного инструмента влияния на коллектив хорошо работают презентации. В них проще кратко и лаконично сообщить о новой цели, способах ее достижения. И объяснить весь процесс перехода, например, на новую платформу. В модели управления изменениями Дж. Коттера визуальное восприятие считается обязательным элементом работы с командой.
№ 4. Мозговой штурм
Рекомендуется подключать к разработке стратегии развития лидеров мнения, которым зачастую проще доносить новые сведения до остальных сотрудников. Если последует обратная связь, это уже указывает на понимание сути рассмотрения перспективы перехода на новые технологии. Мозговой штурм с участием персонала – обязательный этап внедрения изменений модели Дж. Коттера.
№ 5. Работа с препятствиями
Наладить коммуникацию с командой необходимо даже в случае отсутствия в ней «признанных» лидеров. Например, за счет найма специально обученных людей. Второй вариант – внести систему поощрений, финансовых и организационных, чтобы стимулировать людей к принятию изменений. Тех же, кто открыто противится нововведениям, лучше уволить (если не удастся переубедить).
№ 6. Краткосрочные победы
Начинать применение новых цифровых продуктов лучше в тех направлениях, где они однозначно «приживутся». Победы, пусть маленькие, вдохновляют персонал, избавляют от негативных мыслей. Заодно такой подход позволяет на первых порах затрачивать минимум средств на внедрение, чтобы оставался запас средств на корректировку плана (например, доработки существующей платформы).
№ 7. Развитие изменений
При успешном запуске продукта есть смысл сразу масштабировать результат. И на волне успеха внедрить его в остальных подразделениях. После каждого этапа обязателен анализ, корректировка плана развития компании (проекта). Рекомендуется составлять отчеты с визуальными элементами, легко воспринимаемыми большинством.
№ 8. Фиксация изменений
Итоги также желательно оформить в виде наглядной презентации. И внести прижившиеся новинки в корпоративную культуру. Важно учитывать внесенные изменения, начиная с текста вакансии или трудового договора вплоть до оснований премирования, иных дисциплинарных решений.