ДомойО цифровом продуктеПять сил Портера в развитии цифровых продуктов

Пять сил Портера в развитии цифровых продуктов

5 сил Портера как инструмент развития продукта

Стратегия Портера «5 сил конкуренции» появилась еще в 1979 году, но, несмотря на солидный срок, она сохраняет актуальность. Она вполне конкурирует со SWOT-анализом, матрицей БКГ или матрицей Маккинси. Результат исследования в соответствии с предложенными правилами позволит понять, какие факторы мешают развивать продукт, какие неблагоприятные события способны так или иначе снизить рентабельность запущенных проектов.

Сила поставщика

Поставщики – это внешние контрагенты, поэтому при зависимости от их «поставок» собственный проект вполне может оказаться в затруднительной ситуации. Например, если резко изменили цены тарифов или разработчик платформы (провайдер) ушел с российского рынка.

При оценке первого фактора из 5 сил Портера надо учитывать:

  • количество поставщиков на рынке с аналогичным продуктом;
  • «незаменимость» услуг, наличие полноценной альтернативы;
  • расходы на смену поставщика, плановую или экстренную.

Популяризация какого-либо одного бренда приводит к усилению власти над разработчиками. Это резко увеличивает риски непредвиденных простоев в работе, увеличения стоимости собственных услуг, зависящих от затрат.

Сила покупателя

Второй по актуальности критерий анализа рынка по 5 силам Портера – клиенты. Они влияют на сбыт, ведь их предпочтения регулярно меняются. В сфере цифровых продуктов подобная тенденция весьма заметна.

Параметры, влияющие на развитие бизнеса:

  • количество постоянных клиентов;
  • платежеспособность каждого из них (и в среднем);
  • сложность перехода на продукт конкурента.

Последнее иногда «вынуждает» разработчиков создавать собственные форматы хранения данных, системы с закрытым кодом. Чем меньше потребителей и чем они крупнее, тем сильнее их власть над поставщиком товаров-услуг.

Конкуренция

Методика «5 сил Портера» учитывает и наличие действующих конкурентов, вероятность появления новых «игроков». Важно как количество, так и привлекательность предложений по сравнению с собственными. Чем выше уникальность своих разработок, тем проще выйти из конкурентной среды и оставаться на плаву даже в кризисы.

Риски замещения

Следующий фактор модели «5 сил Портера» напрямую связан с конкуренцией. Практически любой успешный продукт рано или поздно приводит к появлению аналогичной разработки. Иногда даже более функциональной и гибкой. На рынке успешно развивается направление аутсорсинга, поэтому стало проще начинать перспективные проекты без крупных вложений.

Риски новичков

В особом положении находятся стартапы. Если выйти на рынок цифровых продуктов относительно легко, охват его доли займет время. И не факт, что предлагаемая разработка останется актуальной для потребителя. С другой стороны, новички все равно «откусывают» часть рынка, вынуждают крупные компании акцентировать внимание на больших предприятиях. От которых они получают изрядную долю зависимости.

Использование инструмента

Применение стратегии предполагает проведение мозгового штурма по каждому пункту. Можно провести SWOT-анализ с составлением таблицы плюсов и минусов. Чем больше первых, тем лучше для фирмы. Над недостатками предстоит поработать, чтобы нивелировать их, а то и превратить в конкурентные преимущества.

Денис Катков

Всем привет! На текущий момент работаю product lead в Mos, где развиваю городские сервисы.

В свободное время занимаюсь образовательным продуктом в Британской школе дизайна, а также консультирую продуктовые команды.

Хочу создать компанию, которая поможет найт свою миссию жизни и реализует весь потенциал человека, что принесет миру много ценности.