Aha-момент в цифровом продукте
Можете вспомнить, когда вы в последний раз воскликнули: «Так вот как это работает!»? Постарайтесь как можно более точно представить себе эту секунду и все, что ей предшествовало.
Вам понадобятся эти воспоминания, пока вы читаете эту заметку, потому что это и был тот самый Aha-момент. То волшебное озарение пользователя цифрового продукта, которое может помочь его разработчикам получать больше прибыли. Aha-момент – относительно новый термин в описании пользовательского опыта.
Чтобы понять его, нужно сначала узнать, как на нас влияют эмоции. Ведь именно они чаще всего становятся движущей силой человеческого поведения и решений.
Чувства и пользовательский опыт
С научной точки зрения, эмоции – это следствие химических сообщений, которые наш мозг передает телу. Когда мы получаем какой-либо поощрительный стимул, например уведомление от Twitter о том, что кто-то поделился нашим сообщением, мозг выделяет дофамин, окситоцин или серотонин – химические вещества, заставляющие нас чувствовать себя хорошо и дающие мотивацию продолжать выполнение задачи или вести себя тем же образом.
Чувства сильно влияют на наше поведение и принятие решений, и Aha-момент – это тот самый миг, в который пользователь решает использовать наш цифровой продукт.
Пробуем дать определение и привести примеры
Aha-момент – следствие взаимодействия клиентов с продуктом. Это мгновение, когда пользователи начинают одновременно видеть его ценность, понимать, как он работает, и какую пользу он будет приносить их жизни.
При первом контакте они могут быть очень скептичны. Но поиск чего-то особенного может дать им это эксклюзивное чувство внезапного понимания, ощущения, что они наконец-то уловили смысл функции. У Facebook – это принять запросы на добавление в друзья от 10 человек в течение первых 7 дней после регистрации.
В Twitter – подписаться на 30 пользователей, из которых примерно треть подпишется в ответ. В Dropbox нужно сохранить 1 папку на одном устройстве. А в Trello – переместить 1 карточку.
Как находить Aha-моменты
Изучите данные инструментов аналитики, которые используете, и соберите всю информацию, связанную с пользовательским опытом.
- Найдите, что общего у тех клиентов, которые стали пользоваться продуктом после первого знакомства с ним.
- Посмотрите, что не сделали ушедшие пользователи. Но только те, которые отказались от использования в первые недели или даже дни. Сравните действия с предыдущими.
- Прочитайте отзывы пользователей и протестируйте удобство работы с продуктом.
- Придумайте несколько Aha-моментов – у вас должен быть запасной план на случай, если первый не сработает.
- Протестируйте их во время онбординга пользователей – либо каждый в отдельности в течение 2 недель, либо при помощи A/B тестирования.
Aha-момент, который показал себя лучше всего, привел к увеличению продаж и принятию продукта, – это ваш Aha-момент.