ДомойЦифровой продуктAha-момент в цифровом продукте – что это, как компаниям его использовать и...

Aha-момент в цифровом продукте – что это, как компаниям его использовать и как найти

Aha-момент в цифровом продукте

Можете вспомнить, когда вы в последний раз воскликнули: «Так вот как это работает!»? Постарайтесь как можно более точно представить себе эту секунду и все, что ей предшествовало.
 
Вам понадобятся эти воспоминания, пока вы читаете эту заметку, потому что это и был тот самый Aha-момент. То волшебное озарение пользователя цифрового продукта, которое может помочь его разработчикам получать больше прибыли. Aha-момент – относительно новый термин в описании пользовательского опыта.
 
Чтобы понять его, нужно сначала узнать, как на нас влияют эмоции. Ведь именно они чаще всего становятся движущей силой человеческого поведения и решений.
 
 

Чувства и пользовательский опыт

С научной точки зрения, эмоции – это следствие химических сообщений, которые наш мозг передает телу. Когда мы получаем какой-либо поощрительный стимул, например уведомление от Twitter о том, что кто-то поделился нашим сообщением, мозг выделяет дофамин, окситоцин или серотонин – химические вещества, заставляющие нас чувствовать себя хорошо и дающие мотивацию продолжать выполнение задачи или вести себя тем же образом.
 
Чувства сильно влияют на наше поведение и принятие решений, и Aha-момент – это тот самый миг, в который пользователь решает использовать наш цифровой продукт.
 
 

Пробуем дать определение и привести примеры

Aha-момент – следствие взаимодействия клиентов с продуктом. Это мгновение, когда пользователи начинают одновременно видеть его ценность, понимать, как он работает, и какую пользу он будет приносить их жизни.
 
При первом контакте они могут быть очень скептичны. Но поиск чего-то особенного может дать им это эксклюзивное чувство внезапного понимания, ощущения, что они наконец-то уловили смысл функции. У Facebook – это принять запросы на добавление в друзья от 10 человек в течение первых 7 дней после регистрации.
 
В Twitter – подписаться на 30 пользователей, из которых примерно треть подпишется в ответ. В Dropbox нужно сохранить 1 папку на одном устройстве. А в Trello – переместить 1 карточку.
 
 

Как находить Aha-моменты

Изучите данные инструментов аналитики, которые используете, и соберите всю информацию, связанную с пользовательским опытом.

  • Найдите, что общего у тех клиентов, которые стали пользоваться продуктом после первого знакомства с ним.
  • Посмотрите, что не сделали ушедшие пользователи. Но только те, которые отказались от использования в первые недели или даже дни. Сравните действия с предыдущими.
  • Прочитайте отзывы пользователей и протестируйте удобство работы с продуктом.
  • Придумайте несколько Aha-моментов – у вас должен быть запасной план на случай, если первый не сработает.
  • Протестируйте их во время онбординга пользователей – либо каждый в отдельности в течение