Как работать со стейкхолдерами в цифровом продукте
Современные материалы о продакт-менеджменте говорят, что результат разработки продукта – положительный или отрицательный – определяется стейкхолдерами. И совершенно необходимо, чтобы продакт-менеджеры делали все возможное, чтобы ими управлять. Но кто такие стейкхолдеры и почему проще говорить о том, как работать с ними, , чем по-настоящему что-то с ними делать? Давайте разбираться.
Кто такие стейкхолдеры
Если вы знакомы с английским, то, скорее всего, переведете термин stakeholder как «акционер». Однако стейкхолдеры проекта – это больше, чем просто держатели акций. Если говорить простыми словами – это все заинтересованные лица, которые имеют хоть какое-то отношение к бизнесу компании.
Они играют определенную роль в успехе или провале проекта, и чем раньше удастся их идентифицировать, тем проще будет выстроить с ними взаимодействие и избежать опасных ситуаций. Впрочем, для некоторых перемещение по этому сложному межличностному ландшафту часто и небезосновательно может казаться минным полем. Давайте на примерах рассмотрим, какие виды стейкхолдеров бывают в проекте.
Ключевые стейкхолдеры цифрового продукта
- Спонсоры, руководители организаций и лица, принимающие решения: то есть те, кто сосредоточен на конечном бизнес-результате продукта.
- Разработчики: они несут ответственность за воплощение решения в жизнь.
- Дизайнеры: ответственны за визуальную коммуникацию и впечатление.
- Маркетологи: их основная задача состоит в том, чтобы определять, что, где и когда сообщать о продукте ключевой аудитории.
- Служба поддержки: это те люди, которые находятся на передовой и, вероятно, из всей команды имеют наиболее глубокое понимание пользователей.
- Инвесторы: они сосредоточены исключительно на ROI.
- Конечные пользователи: те, кто лежит в основе всего.
И даже органы власти, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения, могут оказать косвенное влияние на продукт. Теперь становится понятно, почему управление стейкхолдерами – это не самая простая задача для менеджера продукта.
Как работать со стейкхолдерами
Цель любого продакта – дать возможность каждому понять: «Что в этом для меня?». Поэтому важно иметь высокий уровень эмпатии, чтобы ориентироваться и управлять требованиями коллег с их конкурирующими и конфликтующими приоритетами. Звучит невыполнимо. Однако в общих чертах универсальная стратегия, которая поможет вам управлять сложными проектами, состоит всего из трех пунктов:
- Максимально точно определите ключевых стейкхолдеров: вы должны знать о них все.
- Расставьте между ними приоритеты и разделите их на 4 группы: классификация происходит по уровням влияния и важности.
- Обеспечьте заинтересованность сторон в долгосрочном участии в проекте: держите каналы коммуникации открытыми, просите обратную связь и отвечайте на нее, используйте конфликты интересов сторон себе на пользу.