Инструменты оценки рынка и конкурентного анализа
Успешный бизнес и качественная аналитика — это неразрывно связанные понятия. Комплексный анализ имеет множество направлений. Одной из важнейших его частей является оценка конкурентной среды. Без этих данных невозможно сформировать объективную стратегию развития компании. Поэтому в этом материале мы рассмотрим актуальные и доступные методы оценки рынка и конкуренции в нем.
Особенности практического анализа конкуренции
В классическом маркетинге для оценки конкурентной среды используются достаточно сложные инструменты и методики. В базовый инструментарий обычно входит аналитика SWOT, SPACE и PEST. Все они требуют значительных кадровых, теоретических и временных ресурсов, что делает их недоступными для молодых и небольших компаний. Но есть достаточно точный и информативный метод конкурентного анализа, который основывается на 3 этапах.
- Составление списка конкурентов.
- 7P анализ.
- Digital-анализ.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Составление списка конкурентов
Для начала нужно определиться, кто и как влияет на развитие компании. Классифицировать конкурентов нужно по следующим группам:
- прямые;
- косвенные;
- неявные.
На этом этапе важно найти всех возможных конкурентов. Для этого можно воспользоваться таким общедоступными инструментами, как онлайн справочники и карты, сайты с рейтингами и отзывами, специальные сервисы (Serpstat, Spywords, Similarweb и пр.), маркетплейсы и товарные агрегаторы, а также сервисы анализа семантики поисковых систем. Что делать с готовым списком? Все просто, нужно перейти с следующему этапу.
7P анализ
Этот инструмент для оценки рынка очень прост в применении, благодаря чему его могут эффективно использовать люди без глубоких познаний в маркетинге. Модель 7P имеет следующую структуру:
- Product: (продукт).
- Price: (цена).
- Place: (место продаж).
- Promotion: (реклама).
- People: (люди).
- Process (процесс).
- Physical evidence (физическое окружение).
Для примера можно построить модель для условной компании, которая проводит курсы в направлении интернет-маркетинга. Итак:
- Количество курсов и формат их проведения.
- Стоимость обучения, варианты оплаты, возможность рассрочки.
- Сеть филиалов, удобство транспортной развязки.
- Качество коммуникации с клиентами, специальные предложения, мероприятия.
- People. Профессиональная квалификация и компетенции преподавателей.
- Наличие авторских курсов, интерактивность, возможность удаленного обучения.
- Physical evidence. Качество отзывов, гарантии, полнота исполнения обязательств.
Для каждой из 7 характеристик нужно присвоить систему оценивания. Обычно используют шкалу от 1 до 10, но можно выбрать и собственный вариант. В процессе анализа каждого конкурента важно максимально объективно подойти к его оцениванию, чтобы получить корректные данные. Информацию лучше систематизировать в виде таблицы в Excel, что позволит вносить комментарии и правки.
В итоге вы получите наглядный отчет, отражающий слабые и сильные стороны компании, относительно конкурентов. Он поможет в формировании более привлекательного УТП, оптимизации продукта, качества сервиса и других внутренних факторов.
Digital-анализ
Для классических инструментов маркетинга информация о том, в каких направлениях и с какой интенсивностью продвигаются конкуренты, оставалась просто недоступной. Но активное развитие интернет-маркетинга косвенным образом изменило ситуацию.
Современные онлайн-сервисы дарят возможность быстро и детально анализировать деятельность других игроков рынка. К примеру, в кабинете рекламодателя Google каждому доступен инструмент «Статистика аукционов». Он позволяет определить конкурентов по рекламной выдаче, рассчитать плотность пересечения и получить другую полезную информацию для анализа.
А с помощью популярного сервиса SpyWords можно узнать, по каким запросам продвигаются «соперники», что даст возможность для расширения собственной семантики и коррекции стратегии SEO-продвижения. Не менее интересен сервис SimilarWeb, позволяющий получить информацию об источниках трафика конкурентов.
Подведем итоги
Описанный метод анализа конкурентного окружения прост в использовании, что особенно важно для малого и молодого бизнеса. Он не требует использования сложных инструментов, но при этом позволяет получить достаточно информации для оптимизации факторов, влияющих на успешность развития компании.