ДомойО цифровом продуктеАктуальные и доступные методы оценки рынка и инструменты конкурентного анализа

Актуальные и доступные методы оценки рынка и инструменты конкурентного анализа

Инструменты оценки рынка и конкурентного анализа

Успешный бизнес и качественная аналитика — это неразрывно связанные понятия. Комплексный анализ имеет множество направлений. Одной из важнейших его частей является оценка конкурентной среды. Без этих данных невозможно сформировать объективную стратегию развития компании. Поэтому в этом материале мы рассмотрим актуальные и доступные методы оценки рынка и конкуренции в нем.

 

Особенности практического анализа конкуренции

В классическом маркетинге для оценки конкурентной среды используются достаточно сложные инструменты и методики. В базовый инструментарий обычно входит аналитика SWOT, SPACE и PEST. Все они требуют значительных кадровых, теоретических и временных ресурсов, что делает их недоступными для молодых и небольших компаний. Но есть достаточно точный и информативный метод конкурентного анализа, который основывается на 3 этапах.

  1. Составление списка конкурентов.
  2. 7P анализ.
  3. Digital-анализ.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

 

Составление списка конкурентов

Для начала нужно определиться, кто и как влияет на развитие компании. Классифицировать конкурентов нужно по следующим группам:

  • прямые;
  • косвенные;
  • неявные.

На этом этапе важно найти всех возможных конкурентов. Для этого можно воспользоваться таким общедоступными инструментами, как онлайн справочники и карты, сайты с рейтингами и отзывами, специальные сервисы (Serpstat, Spywords, Similarweb и пр.), маркетплейсы и товарные агрегаторы, а также сервисы анализа семантики поисковых систем. Что делать с готовым списком? Все просто, нужно перейти с следующему этапу.

 

7P анализ

Этот инструмент для оценки рынка очень прост в применении, благодаря чему его могут эффективно использовать люди без глубоких познаний в маркетинге. Модель 7P имеет следующую структуру:

  1. Product: (продукт).
  2. Price: (цена).
  3. Place: (место продаж).
  4. Promotion: (реклама).
  5. People: (люди).
  6. Process (процесс).
  7. Physical evidence (физическое окружение).

 

Для примера можно построить модель для условной компании, которая проводит курсы в направлении интернет-маркетинга. Итак:

  1. Количество курсов и формат их проведения.
  2. Стоимость обучения, варианты оплаты, возможность рассрочки.
  3. Сеть филиалов, удобство транспортной развязки.
  4. Качество коммуникации с клиентами, специальные предложения, мероприятия.
  5. People. Профессиональная квалификация и компетенции преподавателей.
  6. Наличие авторских курсов, интерактивность, возможность удаленного обучения.
  7. Physical evidence. Качество отзывов, гарантии, полнота исполнения обязательств.

 

Для каждой из 7 характеристик нужно присвоить систему оценивания. Обычно используют шкалу от 1 до 10, но можно выбрать и собственный вариант. В процессе анализа каждого конкурента важно максимально объективно подойти к его оцениванию, чтобы получить корректные данные. Информацию лучше систематизировать в виде таблицы в Excel, что позволит вносить комментарии и правки.

В итоге вы получите наглядный отчет, отражающий слабые и сильные стороны компании, относительно конкурентов. Он поможет в формировании более привлекательного УТП, оптимизации продукта, качества сервиса и других внутренних факторов.

 

Digital-анализ

Для классических инструментов маркетинга информация о том, в каких направлениях и с какой интенсивностью продвигаются конкуренты, оставалась просто недоступной. Но активное развитие интернет-маркетинга косвенным образом изменило ситуацию.

Современные онлайн-сервисы дарят возможность быстро и детально анализировать деятельность других игроков рынка. К примеру, в кабинете рекламодателя Google каждому доступен инструмент «Статистика аукционов». Он позволяет определить конкурентов по рекламной выдаче, рассчитать плотность пересечения и получить другую полезную информацию для анализа.

А с помощью популярного сервиса SpyWords можно узнать, по каким запросам продвигаются «соперники», что даст возможность для расширения собственной семантики и коррекции стратегии SEO-продвижения. Не менее интересен сервис SimilarWeb, позволяющий получить информацию об источниках трафика конкурентов.

 

Подведем итоги

Описанный метод анализа конкурентного окружения прост в использовании, что особенно важно для малого и молодого бизнеса. Он не требует использования сложных инструментов, но при этом позволяет получить достаточно информации для оптимизации факторов, влияющих на успешность развития компании.

Денис Катков

Всем привет! На текущий момент работаю product lead в Mos, где развиваю городские сервисы.

В свободное время занимаюсь образовательным продуктом в Британской школе дизайна, а также консультирую продуктовые команды.

Хочу создать компанию, которая поможет найт свою миссию жизни и реализует весь потенциал человека, что принесет миру много ценности.