Бизнес-модели цифровых продуктов – современный подход к разработке коммерческих систем
Успешная бизнес-модель цифровых продуктов вбирает потребительский опыт, мощный контент и набор программных платформ. При этом совсем необязательно добиваться 100 %-ного результата во всех этих областях. Достаточно достичь в них определенного уровня, необходимого для обеспечения положительного отношения потребителей к продукту или услуге компании. При этом современные потребители хотят оставаться на связи с компанией в любое время.
Недавние исследования показали, что 72 % опрошенных людей готовы отказаться от традиционных каналов связи и обменять их на мобильные приложения. Это позволит в любое время обращаться к нужным производителям товаров и услуг, которыми они пользуются. В результате компании стали оцифровывать свои бизнес-модели, чтобы иметь возможность общаться с целевой аудиторией в цифровом пространстве. По средствам этих механизмов создается дополнительная ценность продукта или услуги.
Механизмы создания цифровых бизнес-моделей продуктов
Развитие индустрии создало эффективную базу для внедрения на рынок программно-технических инструментов для продвижения товаров и услуг. Таковыми могут быть сайты, мобильные приложения и подобные платформы, позволяющие целевой аудитории оперативно получать от компании нужную и интересную информацию, а также инструменты взаимодействия как с товаром компании, так и с производителем.
Как показывает практика, отсутствие таких механизмов приводит к уходу потребителей (особенно молодых) к конкурирующим организациям, предлагающим цифровые бизнес-модели. Это бросает вызов привычным ранее классическим моделям по 3 направлениям:
- внутренняя власть;
- бизнес-процессы;
- информация о клиентах.
Последний пункт можно вполне вывести отдельно. Клиентская информация в привычном виде была доступна отдельным подразделениям компании. Цифровые модели подразумевают, что пользовательские данные – ценный ресурс, доступный в масштабе всей компании.
Создание цифровых экосистем
Электронные бизнес-модели позволяют создавать целые экосистемы продуктов и услуг. Такой стратегии следует огромное количество производителей как цифровой техники, так и простых товаров и услуг, популярных среди потребителей. Наиболее простой пример можно привести из digital-сегмента.
Компания Apple уже давно применяет правила синхронизации своих продуктов между собой, что позволяет пользователям активно работать и развлекаться в единой экосистеме. К примеру, iPhone легко синхронизировать с MacBook для передачи данных и других важных операций. Также доступны облачные сервисы компании, с помощью которых можно хранить, обрабатывать и передавать пользовательский контент в пределах экосистемы между пользователями.
Такая стратегия дает возможность компании заинтересовывать целевую аудиторию своими продуктами, упрощать взаимодействие между ними, а также мотивировать пользователей переходить на продукты своего бренда. Созданию своих экосистем уже последовали другие производители программно-технических комплексов: Microsoft, Samsung, Xiaomi и т. д.
Компоненты цифровых бизнес-моделей
Модели цифровых продуктов состоят из 3 компонентов:
- контент;
- потребительский опыт;
- платформа.
Контент.
Кроме продуктов и услуг компания должна активно распространять информацию о них. При этом цифровые образцы в настоящий момент начинают доминировать над их физическими аналогами. К примеру, продажи цифровых книг на Amazon в 2011 году значительно превысили их бумажные аналоги.
Потребительский опыт.
Он показывает впечатление пользователей от приобретенного товара или услуги. Это актуально как для физических, так и цифровых продуктов. В большинстве случаев опыт потребителей формируется благодаря работе сайта, цифрового контента, а также других инструментов («Корзина», возможность оплаты в режиме онлайн и других). Также опыт может формироваться самими потребителями на основании обзоров, отзывов и прочего контента.
Платформа.
Это согласованная система цифровых бизнес-процессов, инфраструктуры и пользовательской информации. Она состоит из внутренних и внешних компонентов, которые обеспечивают доставку конечному потребителю электронных и физических продуктов. Внутренние – информация о покупателях, мерчандайзинг, финансовая аналитика, кадры компании и инструменты анализа. Внешние компоненты представляют собой мобильные и стационарные виды компьютерной техники: смартфоны, планшеты, ноутбуки, персональные компьютеры и прочие, с которых осуществляется взаимодействие с компанией.