ДомойЦифровой продуктКак и зачем необходимо использовать базовые продуктовые метрики, какую информацию они дают...

Как и зачем необходимо использовать базовые продуктовые метрики, какую информацию они дают о продукте и что нужно учитывать при их применении.

Кастомные метрики продукта: как составлять, зачем нужны

Создание приложения или сервиса – лишь первый шаг на пути к его реализации. Чтобы продукт действительно работал, необходимо измерить и проанализировать его реальные показатели, отследить реакцию пользователей. Затем следует длительный этап доработки, исправления ошибок и недостатков. Для упрощения этой работы используются метрики качества продукта.Какие, сейчас разберемся.

 

Сущность и назначение

Продуктовые (кастомные) метрики – инструменты, с помощью которых оцениваются характеристики и успешность продукта. Они бывают количественными и качественными. Главное различие состоит в том, что первые можно легко выразить в числах. Основные метрики продукта делятся на несколько категорий в зависимости от того, зачем они используются.

 

Для оценки привлечения пользователей.

Они позволяют определить количество и активность пользователей, а также каким образом и откуда они узнают о продукте. К таким показателям относятся:

  • activeusers – число активных пользователей за все время или определенный период;
  • retentionrate – количество клиентов, продолживших использовать продукт в течение выбранного периода;
  • churnrate – процент пользователей, прекративших использовать продукт, от общего числа клиентов.

 

Для оценки использования продукта. К этой категории относятся следующие метрики:

  • engagementrate – показатель активности пользователя, выраженный в количестве конкретных действий в пересчете на определенный период, одного клиента и т. д.;
  • sessionsperuser – число сессий (посещений сайта, включений приложений и прочее) использования продукта клиентом;
  • keyuseractionspersession – число ключевых (важных) действий, совершаемых пользователем за 1 сессию.  

 

Для оценки монетизации. Метрики из этой категории позволяют отслеживать доход и прибыль от продукта. К ним относят:

  • customeracquisitioncost – средняя сумма расходов на рекламу и продвижение для привлечения 1 пользователя;
  • grossmerchandisevolume – общая сумма дохода от торговых операций с продуктом;
  • lifetimevalue – общая сумма денег, которую приносит 1 клиент за все время использования продукта или за конкретный период;
  • averagerevenueperuser – средняя прибыль от 1 пользователя за определенный срок;
  • averagerevenueperpayinguser – средняя прибыль от 1 платящего клиента за конкретный период.

 

Схема использования

Все перечисленные выше показатели будут простыми числами, которые не имеют никакого значения, если подобраны некорректно. Чтобы ключевые метрики продукта приносили пользу, при их составлении необходимо учитывать следующие моменты:

  • тип продукта – веб-сайт, мобильное приложение, интернет-сервис и т. д.;
  • конечную цель – получение прибыли, привлечение инвесторов, удержание клиентов;
  • этап жизненного цикла продукта – внедрение, привлечение первых пользователей, увеличение клиентской базы, насыщение рынка, спад интереса;
  • отчетный период – день, неделя, месяц, год, все время использования продукта.

Базовая схема применения основных продуктовых метрик выглядит следующим образом:

  • измерение количественных и оценка (насколько это возможно) качественных показателей;
  • совокупный анализ метрик, определение причин их изменения, формирование общей картины состояния продукта;
  • разработка решений на основе полученной информации, доработка продукта в соответствии с ними;
  • дальнейший анализ метрик для отслеживания эффективности принятых решений и при необходимости их корректировка.

Чтобы получить объективную информацию о продукте, ключевые метрики необходимо оценивать в динамике. К использованию полученных с их помощью данных имеется два основных подхода.

 

Data-driven.

В этом случае полученная при анализе метрик информация является основой для принятия решений. Работающая над проектом команда сначала изучает показатели и только затем предпринимает активные действия по дальнейшему управлению продуктом. Этот подход отличается большей точностью, но меньшей гибкостью.

 

Data-informed.

В этом случае полученные числа принимаются к сведению, но не являются обязательной основой для принятия решений. Работающая над проектом команда может учитывать или игнорировать их в зависимости от ситуаций, своего видения дальнейшего развития продукта и т. д. Это более гибкий подход, в котором большую роль играет интуиция и творчество.

Необходимо четко понимать, что ключевые продуктовые метрики лишь описывают текущее состояние продукта, поэтому они не являются непреложной истиной, которой нужно следовать безоговорочно.

Денис Катков

Меня зовут Денис Катков. На текущий момент я работаю 🤵 CPO в аптечной сети 36,6 а также развиваю факультет продуктовой аналитики GeekBrains в качестве декана 👨‍🎓. В свободное время обучаю продуктовые команды управлению клиентским опытом. Создаю платформу для аналитики рынка influrence маркетинга и обучения блогеров созданию цифровых продуктов.