ДомойО цифровом продуктеКак продакт-менеджеру управлять временем, и что он должен знать: терминология и методики...

Как продакт-менеджеру управлять временем, и что он должен знать: терминология и методики распределения рабочего времени

Как менеджеру продуктов оптимально распределять время, и с какими терминами должен быть знаком любой менеджер по продукту?

Работать продактом – значит владеть терминологией, знать множество вещей из смежных сфер и уметь управлять временем. Продакт – человек, который отвечает за разработку и выход на рынок нового продукта.

Звучит просто, но на практике надо разбираться и в разработке, и в организации рабочего процесса, и в маркетинге, и в экономике, уметь договариваться с вышестоящим начальством и клиентами – быть вовлеченным в огромное количество процессов. Поговорим, что должен знать продакт-менеджер, чтобы остаться успешным на этой дороге.

 

1. Какие термины стоит знать?

Конечно, полный словарь терминов для менеджера по продукту я тут не приведу: их несколько сотен, записи в блоге не хватит точно. Но можно задать направление для дальнейшего изучения терминологии – там есть чему учиться. Итак, начнем со сфер, в которых надо хотя бы немного разбираться.

 

1.1. Этапы развития продукта

Ключевые знания продуктового менеджера относятся к продукту – это логично. Тут сразу стоит разобраться в этапах развития, в жизненном цикле и прочих понятиях.

  • прототип – ранняя версия, нужная для тестирования идей и гипотез. Речь не о конкурентоспособности и не об интересе клиентов: для их проверки используется MVP, минимальная работающая версия;
  • Activation – момент первого успеха пользователя при применении продукта;
  • Aha-moment – момент, когда клиент понимает, в чем для него состоит ценность вашего предложения;
  • Product/Market Fit – точка в развитии, когда предложение начинает представлять реальную ценность для рынка, и метрики начинают стремительно расти. Также означает соответствие рынку в целом;
  • фича – необязательная дополнительная возможность, делающая продукт привлекательнее;
  • бэклог – список функций и свойств с короткими описаниями, а также с упоминанием задач, которые нужно выполнить.

 

1.2. Экономика и маркетинг

Продакт работает в первую очередь с рынком и заказчиком. Базовые знания экономики тут просто необходимы. Сюда относятся и знание бизнес-моделей, о которых я уже писал, и различные методы анализа – они, правда, находятся на стыке с маркетингом.

Отдельно скажу, что продуктовому менеджеру нужны познания в юнит-экономике: она определяет прибыльность всей бизнес-модели на основании прибыльности юнитов – пользователей или единиц товара. Еще понадобится разбираться в разнообразных маркетинговых метриках и формулах, от расчета Retention до «метрики Полярной звезды». Для продакт-менеджера термины из маркетинга и экономики – обязательное знание.

 

1.3. Исследования

Продакт анализирует рынок и занимается исследованиями, количественными и качественными. Количественные проводятся на больших выборках и ориентированы на значительный объем результатов. Качественные подразумевают выборки поменьше, зато анализ в них более глубокий.

  • Гипотеза – предположение, которое надо проверить или опровергнуть.
  • A/B-тестирование – исследование, при котором пользователям предлагаются разные версии продукта, и проверяется реакция: насколько удобно пользоваться, понятен ли интерфейс и так далее;
  • Competitive Intelligence – «белая» конкурентная разведка;
  • CustDev – методология, в которой гипотезы проверяются через взаимодействие с клиентами;
  • сегментация – разделение пользователей на группы. Например, маркетинговая сегментация делит людей на категории по четырем признакам: от социально-демографических до поведенческих;
  • проблемное интервью – беседа для выявления проблем, которые приводят к необходимости пользоваться продуктом;
  • глубинное интервью – общение по заранее продуманному плану, но идущее в формате неформальной беседы. Нужно для качественных исследований, чтобы глубоко понять мотивацию, позицию и мысли пользователей.

 

1.4. Инструменты и понятия

Некоторые термины относятся непосредственно к продукту или к инструментам, нужным для его поддержки.

  • Roadmap – «дорожная карта», запланированный путь развития продукта. Это не обзор прошлых этапов – это стратегический план;
  • Customer Journey Map – «карта» отношений пользователя с вашим предложением, типичный путь клиента через проект;
  • User Story – простое описание задач, которое продукт должен выполнять для пользователя. Есть еще User Story Mapping – организация и упорядочивание «пользовательских историй»;
  • Value Proposition Canvas – система позиционирования услуг или продуктов. В нее, в частности, входят понятия Gain Creators – преимущества, которым будет рад клиент, и Pain Relievers – факторы, уменьшающие боли и негатив. Само же Value Proposition – это ценностное предложение;
  • Impact Mapping – инструмент обозначения границ проекта;
  • Jobs-To-Be-Done – система для определения пути развития, выявлении конкурентов и проблем, которые продукт должен решать;
  • дизайн-мышление – способ решения задач, в основе которого лежит творческий подход.

 

1.5. Разработка

Да, знания в этой сфере нужны скорее проджектам. Но менеджер по продукту, который вообще не представляет, как работает процесс разработки, – это плохо. И для программистов, и для самого продакта, и для компании в целом: такой человек вряд ли сможет реалистично прикинуть сроки выполнения.

Тем, кто не разбирается, советую почитать книги по теме, чтобы получить приблизительное представление, – для начального этапа этого достаточно.

 

1.6. Процессы разработки

Сейчас компании используют несколько подходов для организации процесса. С ними лучше быть знакомым, как и с основными терминами этих подходов.

  • Scrum, Agile, Kanban, Waterfall – это и есть разные модели. Говорить о них подробно – тема для отдельной статьи, так что ограничусь рекомендацией разобраться в основных отличиях;
  • приоритизация – расставление приоритетов;
  • спринт – цикл работы над задачами, обычно длится неделю или две;
  • инкремент – результат работы спринта. Выражается в соответствии критериям готовности, определенным заранее;
  • Definition of Done – критерии готовности, о которых речь идет в пункте выше. Есть еще Definition of Ready – по ним определяется, насколько задача готова к разработке;
  • Story Points – условные единицы, в которых измеряется сложность.

Существует, конечно, еще множество терминов для принципов и подходов. Например, Zerocoding – стремление организовать работу за счет готовых решений, без написания кода. Но это тема для отдельной статьи.

 

2. Как распределять время?

Можно заметить, что одних только понятий множество, – и это ведь еще не все. А продакту надо держать это все в голове и ориентироваться в огромном количестве процессов. Как распределять время продакт-менеджера? Он, в отличие от разработчиков, – управленец, ему не дают четких дедлайнов. Могу только дать несколько советов:

  • расставляйте приоритеты. Распределяйте задачи по уровню важности и срочности и выполняйте в соответствии с этим списком;
  • следите за временем. Иногда мы тратим огромное количество времени на то, что не стоит таких усилий. Следите за личной эффективностью. Тут помогут и стратегии вроде метода помидора или метода долгого ящика;
  • ориентируйтесь на нужды продукта. Это, пожалуй, самое важное в профессии продакта. Продуктовый менеджер ориентирован на продукт – всегда. И именно его нужды с точки зрения маркетинга и экономики должны быть решающим фактором в принятии решений.

 

3. Заключение

Конечно, полная терминология менеджера по продукту куда обширнее. И знаний нужно больше, чем можно почерпнуть из одной статьи. Но я надеюсь, что сориентироваться с ней будет проще. И не бойтесь: все когда-то начинали.

Денис Катков

Всем привет! На текущий момент работаю product lead в Mos, где развиваю городские сервисы.

В свободное время занимаюсь образовательным продуктом в Британской школе дизайна, а также консультирую продуктовые команды.

Хочу создать компанию, которая поможет найт свою миссию жизни и реализует весь потенциал человека, что принесет миру много ценности.