Lean Canvas: что такое бережливый шаблон, зачем он нужен и как его использовать
Lean Canvas – это шаблон для создания бизнес-плана компании (чаще – стартапа) буквально на одном листе. Этот инструмент нужен в тот момент, когда необходимо быстро сформулировать возможные бизнес-модели, запустить новые продукты и их варианты, а также передать эту информацию заинтересованным сторонам. Он кардинально отличается от того формата детально проработанного плана, на создание которого обычно уходили недели и месяцы. Проблема с бизнес-планами заключается в том, что их составление может оказаться пустой тратой времени. То есть, безусловно, хорошо проработанный бизнес-план важен, но только на правильной стадии. К примеру, когда компания находится в стадии роста или инвестиций. Стив Бланк, американский предприниматель, которого называют Крестным отцом Кремниевой долины, как-то сказал: «Бизнес-план – это документ, который инвесторы заставляют вас написать, но который они не читают».
Введение
Прежде чем более детально поговорить о Lean Canvas, важно отметить, что модель была адаптирована Эшем Маурья, который взял за основу популярный Business Model Canvas Александра Остервальдера. В шаблоне используется та же концепция 9 блоков, которые были лишь немного изменены, чтобы соответствовать потребностям, целям и требованиям стартапов. Lean Canvas станет вашим идеальным одностраничным форматом для мозгового штурма и поиска возможных бизнес-моделей для создания собственных компаний – от разработки высокотехнологичных IT-продуктов до открытия агентства переводов для копирайтера. Блоки помогут сделать все логические шаги, начиная с определения проблем ваших клиентов и заканчивая определением вашего преимущества, которое часто бывает самым сложным.
9 блоков Lean Canvas
1. Проблема.
Каждый сегмент целевой аудитории, с которым вы планируете работать, имеет свой набор проблем, ищущих подходящего решения. В этом поле надо перечислить до трех проблемных вопросов, имеющих высокий приоритет. Без проблемы, которую нужно решить, нет продукта или услуги, которые нужно предложить.
2. Сегменты потребителей.
Проблемы и сегменты стоит рассматривать как две неразрывно связанные друг с другом характеристики. Вы не можете думать о проблемах, не держа в голове портреты целевой аудитории, и наоборот. Одно зависит от другого.
3. Уникальное ценностное предложение.
В середине шаблона – ценностное предложение. То есть обещание той ценности, которую получит клиент, и основная причина, по которой он &