ДомойЦифровой продуктВ чем заключаются GIST-планирование, RICE-скоринг и ICE-скоринг? Как они помогают продакт-менеджеру упростить...

В чем заключаются GIST-планирование, RICE-скоринг и ICE-скоринг? Как они помогают продакт-менеджеру упростить планирование и правильно расставить приоритеты?

GIST-планирование / RICE-скоринг / ICE-скоринг: как использовать в работе менеджеру продукта

Стандартным инструментом, которым пользуется менеджер продукта при планировании стратегии его развития, является roadmap (дорожная карта). В ходе работы он сталкивается с проблемой расстановки приоритетных целей и задач. Для упрощения этой работы менеджер может использовать GIST-планирование и такие вспомогательные инструменты, как RICE/ICE-скоринг. Как работать с этими методиками?

 

GIST-планирование

Впервые эту методику предложил Итамар Гилад – в прошлом продакт-менеджер Google, сегодня консультант по росту и стратегии, успешный спикер. Система GIST является альтернативой традиционным дорожным картам, которые при всех их преимуществах усложняют планирование, лишают его гибкости и заставляют менеджера отказываться от многих потенциально успешных идей. GIST-планирование включает в себя ряд элементов.

 

Goals (цели).

Они описывают стратегию компании через желаемые результаты, дают четкий ответ на вопрос, для чего существует данный проект и к чему должно привести его развитие.

 

Ideas (идеи).

Это все предполагаемые способы достижения поставленных целей, из которых только 1–2 приведут к желаемым результатам на практике после того, как все варианты будут проанализированы и опробованы.

 

Stepprojects (проекты).

Под ними подразумевается совокупность практических экспериментов (подпроектов), направленных на проверку каждой идеи и выбора наиболее жизнеспособных из них.

 

Tasks (задачи).

Это конкретные действия, которые необходимо выполнить в рамках реализации каждого подпроекта.

 

Особенностью системы GIST является ее многоуровневость и итеративность – то есть многократное прохождение проектов через цикл планирования, реализации, проверки и корректировки. При этой методике управление продуктом осуществляется непрерывно и гибко, с учетом меняющихся условий, задач и других факторов. GIST-планирование применимо как к крупным, так и к небольшим проектам. Во втором случае методику можно упростить, исключив элемент stepprojects. В самом общем виде процесс включает следующие этапы:

  • постановку и приоритезацию целей;
  • выбор соответствующих метрик для контроля достижения желаемых результатов;
  • выработку и сбор всех идей, выбор наиболее перспективных из них;
  • разбивку победивших идей на задачи и их разработку.

 

Ключевые принципы GIST-планирования

Существует несколько общих правил системы GIST, которые можно сформулировать следующим образом:

  • параллельность процессов выработки идей, планирования и выполнения;
  • конкретно поставленные, четкие цели;
  • сбор всех идей без исключения в банк;
  • акцент на короткие проекты, реализуемые в течение квартала;
  • анализ и тестирование всех имеющихся идей, выбор среди них наиболее перспективных;
  • регулярный пересмотр каждой части плана, гибкое реагирование на всех уровнях.

 

Методики приоритезации

В основе системы GIST или составления дорожных карт лежит расстановка приоритетных идей. Чтобы упростить этот процесс и сделать его более эффективным, можно использовать ряд методик.

 

RICE-скоринг.

Этот способ приоритезации включает 4 фактора:

  • reach (охват) – число людей или событий за конкретный временной интервал, на которые повлияет каждая идея;
  • impact (влияние) – степень изменений, которые идеи принесут продукту (например, привлечение новых пользователей, сохранение старых клиентов, увеличение ценности);
  • confidence (уверенность) – конкретные доказательства влияния идеи на продукт, определяющие меру доверия к ней (выражается в процентах);
  • effort (трудозатраты) – количество человеко-месяцев (недель, дней, часов), затраченных на проект.

Для приоритезации идеи по этой методике необходимо перемножить первые три показателя и разделить их на четвертый. 

 

ICE-скоринг.

Этот метод включает в себя уже знакомые нам параметры impact и confidence и добавляет к ним фактор easy (легкость) – совокупное количество усилий и ресурсов, которые необходимо затратить для реализации рассматриваемой идеи. Для простоты расчетов каждый показатель ранжируется по 10-балльной шкале, после чего полученные значения перемножаются. Результат и станет конечной оценкой. 

RICE/ICE-скоринг не являются полноценными методиками планирования. Это вспомогательные инструменты для оценки перспективности идей и их приоритезации. Их можно использовать и в традиционных роудмапах, и в альтернативной системе GIST. Освоение данных методик существенно расширяет возможности продакт-менеджера, делает его работу более эффективной и гибкой, снижает риски и затраты на реализацию проектов. 

Денис Катков

Меня зовут Денис Катков. На текущий момент я работаю 🤵 CPO в аптечной сети 36,6 а также развиваю факультет продуктовой аналитики GeekBrains в качестве декана 👨‍🎓. В свободное время обучаю продуктовые команды управлению клиентским опытом. Создаю платформу для аналитики рынка influrence маркетинга и обучения блогеров созданию цифровых продуктов.