DesignOps / DevOps / ProductOps: что это такое и зачем это нужно знать менеджеру продукта
Рабочий арсенал продакт-менеджера пополнился такими новыми терминами, как DesignOps, DevOps и ProductOps. Эти понятия обозначают различные стороны деятельности в рамках общей разработки продукта. Часто они выполняются отдельными специалистами, но в работе над небольшими проектами могут возлагаться на одного продакт-менеджера. Что нужно знать о DevOps, чем он отличается от DesignOps и как они связаны с ProductOps?
Терминология
Исследуемые термины – сравнительно новый тренд даже в западном продакт-менеджменте, в России же они только входят в оборот. Поэтому необходимо кратко описать суть каждого из них.
DesignOps (designoperations).
Это понятие синонимично более традиционному дизайн-менеджменту, но лучше описывает группу, занятую улучшением инфраструктуры компании для создания хорошего дизайна. DesignOps характеризует не столько работу над конкретным продуктом, сколько набор принципов, направленных на системное улучшение работы нескольких продуктовых команд на разных уровнях разработки. Он охватывает различный круг задач, связанных с созданием дизайна – от поиска и найма специалистов с нужными навыками до внедрения новых методов в рабочий процесс. Появление DesignOps связано со следующими тенденциями:
- повышением важности командной работы, при которой дизайнер взаимодействует с другими специалистами;
- необходимостью снизить нагрузку на работников, предоставить им возможность заниматься своим делом, не отвлекаясь на непрофильные задачи.
DevOps (developmentoperations).
Данный термин описывает методологию построения эффективного взаимодействия разработчиков со специалистами по информационно-технической поддержке для повышения качества продукта. Сегодня компании, занятые разработкой ПО (и другой IT-продукции), осознали важность учета не только закладываемых характеристик продукта, но и опыта его эксплуатации, что делает DevOps одной из самых востребованных позиций на рынке вакансий. ИТ-менеджер по DevOps занимается интеграцией работы разработчиков, тестировщиков и отдела техподдержки, а также автоматизацией рабочих процессов. Конкретными целями являются:
- ускорение выхода продукта на рынок;
- сокращение количества и частоты отказов новых релизов;
- максимальная оперативность корректировок продукта;
- сокращение издержек при отказах и сбоях в работе новой версии ПО;
- стандартизация операционных процессов, повышения контроля над процессом разработки.
ProductOPS (productoperations).
В самом общем смысле это понятие обозначает управление обменом данными и ресурсами между различными функциональными группами, задействованными в разработке продукта. Более конкретно ProductOps направлена на исследование рынка, сбор данных, взаимодействие с пользователями и получение от них обратной связи. Иными словами, эта деятельность связана не столько с самой разработкой, сколько с внедрением и апробацией продукта. Также в задачи ProductOps входят:
- постановка целей для команды разработчиков и отдельных ее членов;
- анализ отзывов пользователей, настроений в социальных сетях;
- тестирование продукта, выделение его сильных и слабых сторон;
- выработка маркетинговой стратегии продвижения продукта на рынке;
- разработка бизнес-процессов и инструментов для разработчиков.
Важность для продакт-менеджера
Несмотря на кажущуюся схожесть, все перечисленные выше понятия относятся к различным аспектам в управлении разработкой. В крупных компаниях за каждым из этих направлений обычно закрепляется отдельный специалист, который точно знает, с чего начать тот или иной процесс и какому алгоритму действий следовать. Однако в небольших организациях с ограниченным бюджетом вся организационная деятельность ложится на продакт-менеджера. Поэтому владение данными методологиями полезно, так как дает следующие преимущества:
- способствует эффективной и слаженной работе всех отделов или отдельных специалистов, связанных с разработкой, тестированием и внедрением продукта;
- улучшает взаимодействие разработчиков с пользователями, повышает качество обратной связи и, следовательно, позволяет оперативнее находить и корректировать недостатки продукта.
Понимание DesignOps, DevOps и ProduktOps делает работу продакт-менеджера более гибкой и эффективной. Освоить их может любой квалифицированный специалист по управлению производственными операциями. Универсальность и гибкость этих инструментов позволяет применять их не только при разработке ПО, но и в других отраслях.