Основные soft skills и hard skills для продакт-менеджера
Продакт-менеджмент распространяет ответственность за успешность продукта в целом или отдельного его направления. Соответственно, навыки продакт-менеджера должны охватывать бизнес, дизайн, разработку, маркетинг и многие другие сферы.
Сегодня невозможно получить академическое образование в сфере основ продакт-менеджмента, поэтому осваиваться и совершенствоваться в новой кросс-функциональной профессии приходится самостоятельно. Все базовые навыки, необходимые для профессионала в этой области, можно разделить на soft skills и hard skills навыки. Рассмотрим их подробнее.
Основные hard skills для продакт-менеджера
1. Аналитика
Специалист должен понимать, какие метрики ему могут понадобиться для конкретной цели. Также важно добиться четкого понимания того, как использовать полученные данные для принятия обоснованных решений. На уровне инструментов нужно будет освоить «Яндекс.Метрику», Google Analytics, SQL, Python. Обязательно нужно освоить реальные возможности A/B-тестирования и методики его правильного применения.
2. Экономика
Будущему продакт-менеджеру следует хорошо разбираться в базовых понятиях экономической теории. К примеру, вы должны однозначно отличать и уметь считать выручку, прибыль и маржу. Также потребуются основательные знания в сфере юнит-экономики, это поможет организовывать эффективную работу с персоналом и правильно распределять имеющиеся финансовые и кадровые ресурсы.
Хорошей hard skills базой считается образование в профильном экономическом вузе. Теоретические основы можно получить путем изучения книги «Финансовый менеджмент — это просто» автора А. Герасименко. Практические навыки можно прокачать, если стараться брать на себя больше задач, предполагающих расчет экономической эффективности разных направлений проекта.
3. Дизайн
Продакт-менеджеру не обязательно уметь самостоятельно заниматься визуальным оформлением. В данном случае дизайн нужно воспринимать как инструмент коммуникации с заказчиком и исполнителями. Специалист должен разбираться в критериях качества интерфейса, возможностях графических инструментов и пользовательских предпочтениях.
4. Управление отделом разработки
В этом направлении базовыми навыками продакта считаются компетенции в сфере практического применения гибких методов разработки. Профессионал должен понимать, как создаются и внедряются те или иные программные решения. Получить первичные знания поможет книга Джейка Кнаппа «Спринт. Как разработать и протестировать новый продукт всего за пять дней».
5. Стратегический подход к решению задач
Необходимо уметь строить концепцию развития проекта на основе структурного подхода. Каждый шаг должен иметь логическое обоснование. Научиться стратегически мыслить и планировать поможет издание Б. Минто «Принцип пирамиды».
Основные soft skills для продакт-менеджера
1. Самостоятельность
К этим навыкам soft skills относится умение брать на себя ответственность и решения задач без привлечения других специалистов. Эти компетенции прокачиваются путем получения практического опыта. Их развитие во многом зависит от прошлого руководителя, который определял степень профессиональной свободы своих подчиненных. Для развития самостоятельности можно реализовать собственный pet-проект. К примеру, это может быть информационный сайт или сообщество в социальных сетях.
2. Коммуникации со стейкхолдерами
Какие soft skills обязательны для успешного продакт-менеджера? Это умение продуктивно общаться с другими заинтересованными участниками проекта. Вы должны уметь одновременно отстаивать свою позицию и находить общий язык со всеми стейкхолдерами. Для этого нужны не только коммуникативные навыки, но и умение построить прозрачную и понятную работу. Эти умения совершенствуются только на практике.
3. Лидерские качества
Развитие soft skills продакт-менеджера всегда предусматривает совершенствование навыков лидера. Профессионал должен уметь вести за собой команду и мотивировать каждого участника. Для этого прежде всего нужно научиться смотреть даже на самые сложные задачи не как на проблемы, а как на интересный вызов.
4. Эффективная коммуникация
Умение построить эффективное общение с командой, руководством и клиентами — это важнейшая компетенция soft skills. Продакт-менеджер должен оперативно, понятно и логично отвечать на любые вопросы. Ему необходимо уметь добиваться своих ключевых целей в процессе коммуникации. Развитию этого навыка способствуют публичные дебаты.
Подведем итоги
Не существует каких-либо топ-3 hard skills или soft skills навыков, которые сделают из вас успешного продакт-менеджера. Для успешного профессионального роста нужно успевать параллельно развиваться во всех рассмотренных направлениях, а также их ответвлениях.