Словарь продуктового менеджера

0 уроков из 19 завершено (0%)

Итоги конференций

Исследования и аналитика

Исследования

Гайд

Документ со списком вопросов, которые мы хотим спросить у нашего пользователя. Состоит строго из открытых вопросов

Скринер

Используется для отбора нужной ЦА. Скринер находится в самом начале анкеты и содержит вопросы, которые помогут отсеить ненужную аудиторию

Анкета

Список вопрос для количественного опроса

Рекрут

Процесс поиска людей, которых пригласят к прохождению исследования

Доверительный интервал

Интервал, в котором с заданной вероятностью лежит значение генеральной совокупности +/- ошибка выборки.

Нужен, чтобы понять, насколько точным является полученное значение и (если мы имеем несколько волн одного исследования) являются ли изменения данных от волны к волне (рост или падение) значимыми.

Значимость

Используется для определения стат. значимых изменений 

Респондент

Человек, который проходит исследование

Интервьюер

Человек, который проводит исследование

Бриф (техническое задание)

Документ, в котором описаны цели и задачи исследования

5W (5 Почему) 

Метод поиска решения любой проблемы, который заключается в последовательных 5 вопросах

«Почему?», чтобы выяснить первостепенную причину проблемы и решить её.

Глубинные интервью (глубинки)

Интервью с клиентами или будущими пользователями, где определяются потребности и мотивы, которые лежат в основе поведения клиентов. Можно получить данные о стратегиях и принципах, на которых строится их выбор товаров и услуг, механизмах, формирующих принятие решений, методах преодоления всевозможных проблем связанных с текущими решениями на рынке и т.п.

Качественные исследования

Тип исследования, при котором трудно выделить отдельный набор метрик и собирается более информация непосредственно от клиентов.

Типы качественных исследований:

— глубинные интервью

— фокус-группы

— юзабилити-тесты

— mystery shopping (тайный покупатель)

— опросы (может быть смешанный тип, качественно-количественный)

— айтрекинговое тестирование (может быть смешанный тип, качественно-количественный)

Количественные исследования

Тип исследования, при котором возможен анализ метрик, цифр, графиков, процентов.

Типы количественных исследований:

— NPS

— A/B-тест

— когортный анализ

— кластеризация качественных обращений

— коридорное тестирование

Кабинетные исследования (Desk Research)

Один из видов исследований, который предполагает сбор и анализ вторичной

(предварительной) информации о рынке из открытых источников.

То есть, сбор данных, которые были собраны ранее для каких-либо целей.

Наиболее распространенная задача кабинетного исследования – анализ рынка, оценка его текущего и потенциального объема.

Проблемное интервью (problem interview)

Метод исследования, который используется для получения глубокого понимания проблемы, с которой сталкиваются пользователи или клиенты.

В процессе проблемного интервью исследователь задает открытые вопросы, чтобы понять причины, мотивы, симптомы и последствия проблемы, а

также выявить потенциальные решения или улучшения, которые могут помочь в ее решении.

Целью проблемного интервью является глубокое исследование проблемы с точки зрения пользователей или клиентов, чтобы лучше понять их потребности, ожидания и предпочтения.

Юзабилити

Концепция, которая относится к простоте использования продукта или интерфейса для конечных пользователей.

Зачастую юзабилити-тестирование проводится в два этапа: прохождение пользователем N-го количества задач (количественные или качественные тесты), а также беседа, заполнение опросников или глубинные интервью

с пользователем (качественное исследование).

Респондент

Человек, который участвует в исследовании или опросе, предоставляя свои ответы на заданные вопросы или предоставляя информацию. Респонденты могут быть людьми различного возраста, пола, профессии, интересов

и других характеристик, в зависимости от целей исследования.

Mom’s Test (Тест для мамы)

Концепция общения при проведении качественных исследований или разговорах с потенциальными клиентами при которой:

— Мы отталкиваемся только от жизни опрашиваемого, его привычек и текущего состояния вещей

— Мы не рассказываем о своей идее или переносим рассказ на конец разговора, чтобы получить более достоверные данные

Количественные UX-тесты

Тип тестирования пользовательского опыта (User Experience), который использует количественные данные для измерения и анализа различных аспектов пользовательского взаимодействия с продуктом или интерфейсом. Они позволяют получить объективные числовые показатели о пользовательском опыте и производительности продукта.

Дневниковые исследования

Один из методов качественных исследований, направленный на изучение образа жизни и пользовательского опыта в динамике (от нескольких дней до нескольких месяцев или даже дольше).

Online Controlled Experiment 

(OCE, управляемый онлайн-эксперимент)

Термин, который часто встречается в англоязычных статьях и означает обычно любой тип экспериментов онлайн с использованием контрольной группы.

Иногда отождествляется с А/Б-тестами, хотя не любой А/Б-тест является онлайн-тестом.

Цикл Деминга (или Цикл PDCA — Plan-Do-Check-Act)

Инструмент, который позволяет наладить процесс изменений, сделать его системным и последовательным.

Это цикл улучшений, цикл повышения качества продукта и его ценности.

FISH

Фреймворк анализа глубинных интервью

FISH — подход к анализу качественных данных, нацеленный на поиск продуктовых идей и формулировку гипотез.

Аббревиатура содержит 4 фазы анализа:

Fragments — делим текст на фрагменты.

Ideas — записываем идеи.

Search — ищем странности, удивляемся.

Hypothesis — формулируем гипотезы, предположения.

Competitive intelligence (Конкурентная разведка, CI)

Сбор и аналитика данных о конкурентах, их новых продуктах, каналах привлечения, фичах, ценах, отзывах для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности компании, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм.

Экспертные интервью (коридорки)

Разновидность глубинного интервью где респондентами являются высококвалифицированные специалисты в исследуемой сфере – эксперты или «лидеры мнений».

Этнография

Метод качественных маркетинговых исследований, в котором исследователи проводят много времени с респондентами и погружаемся в их жизнь, чтобы понаблюдать за их бытом и понять, что они говорят, что делают и как.

Опросы

Один из базовых методов сбора информации в маркетинговых исследованиях, наряду с анализом документации, наблюдением и экспериментированием. Во время опроса респондент отвечает на поставленные перед ним вопросы относительно его мнения по поводу предметов, ситуаций или предпочтений.

Продуктовая аналитика (анализ логов, данных, метрик)

HADI-цикл (Гипотеза — Действие — Данные — Выводы)

HADI-цикл – цикл проверки гипотезы, который состоит из 4 повторяющихся этапов:

1) Hypothesis – формирование гипотезы

2) Action – проверка гипотезы

3) Data – получение измеримого и достоверного результата

4) Insights – выводы

Ad hoc запросы/отчеты/тестирование (нерегламентированная отчетность)

Запросы или отчеты, созданные для решения единоразовой проблемы.

Обычно требуются в исключительных ситуациях, когда регулярные отчеты не

могут обеспечить достаточно информации для принятия решения.

Health-метрика

Метрика, которая может поменяться в негативную сторону при добавлении фичи.

Её тоже важно отслеживать и проверять, помимо основных метрик эксперимента.

Health-метрика, как правило, разнонаправлена с основной метрикой эксперимента (если это бизнес метрика), и главное — ее не «уронить».

Data analysis

Процесс обработки и исследования данных с целью извлечения значимой информации и получения практических выводов.

Анализ данных помогает понять сути данных, обнаружить закономерности,

взаимосвязи и тренды, а также принять обоснованные решения на основе фактических данных.

Experiment card

Инструмент документации и коммуникации, который используется при проведении экспериментов или A/B-тестов.

Validation board

Инструмент, используемый в Agile-методологии разработки программного обеспечения для оценки и подтверждения уровня готовности определенных функций или задач проекта.

Feedback matrix

Инструмент, который используется в проектной деятельности для систематического сбора, организации и анализа обратной связи от заинтересованных сторон проекта. Он представляет собой таблицу или матрицу, которая включает в себя два основных компонента: интересы или ожидания запрашивающей стороны (стейкхолдеры) и конкретные аспекты или критерии, по которым можно оценить успех проекта.

Customer usage scoring

Методика оценки использования продукта или услуги клиентами. Она предназначена для определения, насколько активно и эффективно клиенты используют предлагаемое решение.

Usability-тестирование, UX-тестирование (юзабилити тестирование)

Метод оценки интерфейса со стороны удобства и эффективности его использования.

Зачастую юзабилити-тестирование проводится в два этапа: прохождение пользователем N-го количества задач (количественные или качественные тесты), а также беседа, заполнение опросников или глубинные интервью с

пользователем (качественное исследование).

First-Click Test (FCT, тест первого клика)

Методика тестирования пользовательского интерфейса, которая помогает понять, какие элементы на странице привлекают внимание пользователей и являются первой точкой клика при посещении веб-сайта или приложения.

5-Second Test (5-секундный тест, пятисекундный тест)

Метод исследования пользователей, который помогает определить, какую информацию видят пользователи и какое впечатление получают в течение первых пяти секунд просмотра дизайна.

Участникам дается пять секунд на просмотр дизайна, после чего они отвечают на несколько простых вопросов.

Привлечение к проектированию (Participatory Design)

Пользователям предлагают самостоятельно составить структуру приложения на бумаге или магнитной доске.

Зная предназначение продукта, они стараются представить его в максимально удобном для себя виде.

Оценка предпочтений (Desirability Studies)

Участникам показывают несколько вариантов дизайна.

Они должны оценить каждый из них набором количественных и качественных характеристик.

Например: скорость, простота, полезность, предсказуемость, свежесть, авторитетность и т.п.

Айтрекинг (Eyetracking)

Специальное устройство — айтрекер (eye-tracker) — отмечает точки фиксации взгляда пользователя при работе с сайтом или приложением, а также переходы между ними.

Часто применяются мониторные айтрекеры с инфракрасной подсветкой, отслеживающие отражение лучей от глаз с помощью камеры.

Исследование выявляет элементы интерфейса, которым уделяют больше внимания. Оно также позволяет обнаружить области, вызывающие у пользователей затруднения (например, запутанное меню, где взгляд не сразу находит нужный пункт). Может включать подготовленные задания или проводиться без инструкций.

Исследование истинного намерения (True-Intent Studies)

Опрос случайных пользователей сайта/приложения перед и во время работы с ним.

При входе они получают вопрос о цели посещения, а спустя некоторое время — о том, удалось ли её достигнуть.

Иногда в ходе исследования также запрашивается демографическая или иная необходимая информация.

Важно не перегружать опросник, иначе у посетителей не возникнет желания его заполнять.

A/B Тестирование

A/B-тестирование (сплит тестирование, A/B testing, split testing)
A/B-тестирование — это методика проверки эффективности различных вариантов или изменений на сайте, приложении или маркетинговой кампании, путем случайного разделения аудитории на две группы (группа А и группа В).

Группе А предлагается оригинальная версия (контрольная группа), а группе

В представляется вариант с изменениями (тестовая группа).

После этого происходит сбор и анализ данных о поведении пользователей в каждой из групп.

A/A-тестирование
Методика проверки надежности и точности самого процесса A/B-тестирования. В A/A-тестировании проводится тестирование с двумя идентичными контрольными группами (A1 и A2), которые должны давать одинаковые результаты.

Switchback-тестирование (свитчбэк-тестирование)
Тестирование влияние изменения на целевые метрики с помощью рандомизации корзины по географическому региону и единицам времени, а не по пользователям.

CUPED (Controlled-experiment Using Pre-Experiment Data)
Метод A/Б-экспериментов, который позволяет увеличить чувствительность метрик за счёт использования данных, полученных ранее.

Чем больше чувствительность, тем более слабые изменения можно замечать и учитывать в эксперименте.