Исследования
Гайд
Документ со списком вопросов, которые мы хотим спросить у нашего пользователя. Состоит строго из открытых вопросов
Скринер
Используется для отбора нужной ЦА. Скринер находится в самом начале анкеты и содержит вопросы, которые помогут отсеить ненужную аудиторию
Анкета
Список вопрос для количественного опроса
Рекрут
Процесс поиска людей, которых пригласят к прохождению исследования
Доверительный интервал
Интервал, в котором с заданной вероятностью лежит значение генеральной совокупности +/- ошибка выборки.
Нужен, чтобы понять, насколько точным является полученное значение и (если мы имеем несколько волн одного исследования) являются ли изменения данных от волны к волне (рост или падение) значимыми.
Значимость
Используется для определения стат. значимых изменений
Респондент
Человек, который проходит исследование
Интервьюер
Человек, который проводит исследование
Бриф (техническое задание)
Документ, в котором описаны цели и задачи исследования
5W (5 Почему)
Метод поиска решения любой проблемы, который заключается в последовательных 5 вопросах
«Почему?», чтобы выяснить первостепенную причину проблемы и решить её.
Глубинные интервью (глубинки)
Интервью с клиентами или будущими пользователями, где определяются потребности и мотивы, которые лежат в основе поведения клиентов. Можно получить данные о стратегиях и принципах, на которых строится их выбор товаров и услуг, механизмах, формирующих принятие решений, методах преодоления всевозможных проблем связанных с текущими решениями на рынке и т.п.
Качественные исследования
Тип исследования, при котором трудно выделить отдельный набор метрик и собирается более информация непосредственно от клиентов.
Типы качественных исследований:
— глубинные интервью
— фокус-группы
— юзабилити-тесты
— mystery shopping (тайный покупатель)
— опросы (может быть смешанный тип, качественно-количественный)
— айтрекинговое тестирование (может быть смешанный тип, качественно-количественный)
Количественные исследования
Тип исследования, при котором возможен анализ метрик, цифр, графиков, процентов.
Типы количественных исследований:
— NPS
— A/B-тест
— когортный анализ
— кластеризация качественных обращений
— коридорное тестирование
Кабинетные исследования (Desk Research)
Один из видов исследований, который предполагает сбор и анализ вторичной
(предварительной) информации о рынке из открытых источников.
То есть, сбор данных, которые были собраны ранее для каких-либо целей.
Наиболее распространенная задача кабинетного исследования – анализ рынка, оценка его текущего и потенциального объема.
Проблемное интервью (problem interview)
Метод исследования, который используется для получения глубокого понимания проблемы, с которой сталкиваются пользователи или клиенты.
В процессе проблемного интервью исследователь задает открытые вопросы, чтобы понять причины, мотивы, симптомы и последствия проблемы, а
также выявить потенциальные решения или улучшения, которые могут помочь в ее решении.
Целью проблемного интервью является глубокое исследование проблемы с точки зрения пользователей или клиентов, чтобы лучше понять их потребности, ожидания и предпочтения.
Юзабилити
Концепция, которая относится к простоте использования продукта или интерфейса для конечных пользователей.
Зачастую юзабилити-тестирование проводится в два этапа: прохождение пользователем N-го количества задач (количественные или качественные тесты), а также беседа, заполнение опросников или глубинные интервью
с пользователем (качественное исследование).
Респондент
Человек, который участвует в исследовании или опросе, предоставляя свои ответы на заданные вопросы или предоставляя информацию. Респонденты могут быть людьми различного возраста, пола, профессии, интересов
и других характеристик, в зависимости от целей исследования.
Mom’s Test (Тест для мамы)
Концепция общения при проведении качественных исследований или разговорах с потенциальными клиентами при которой:
— Мы отталкиваемся только от жизни опрашиваемого, его привычек и текущего состояния вещей
— Мы не рассказываем о своей идее или переносим рассказ на конец разговора, чтобы получить более достоверные данные
Количественные UX-тесты
Тип тестирования пользовательского опыта (User Experience), который использует количественные данные для измерения и анализа различных аспектов пользовательского взаимодействия с продуктом или интерфейсом. Они позволяют получить объективные числовые показатели о пользовательском опыте и производительности продукта.
Дневниковые исследования
Один из методов качественных исследований, направленный на изучение образа жизни и пользовательского опыта в динамике (от нескольких дней до нескольких месяцев или даже дольше).
Online Controlled Experiment
(OCE, управляемый онлайн-эксперимент)
Термин, который часто встречается в англоязычных статьях и означает обычно любой тип экспериментов онлайн с использованием контрольной группы.
Иногда отождествляется с А/Б-тестами, хотя не любой А/Б-тест является онлайн-тестом.
Цикл Деминга (или Цикл PDCA — Plan-Do-Check-Act)
Инструмент, который позволяет наладить процесс изменений, сделать его системным и последовательным.
Это цикл улучшений, цикл повышения качества продукта и его ценности.
FISH
Фреймворк анализа глубинных интервью
FISH — подход к анализу качественных данных, нацеленный на поиск продуктовых идей и формулировку гипотез.
Аббревиатура содержит 4 фазы анализа:
Fragments — делим текст на фрагменты.
Ideas — записываем идеи.
Search — ищем странности, удивляемся.
Hypothesis — формулируем гипотезы, предположения.
Competitive intelligence (Конкурентная разведка, CI)
Сбор и аналитика данных о конкурентах, их новых продуктах, каналах привлечения, фичах, ценах, отзывах для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности компании, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм.
Экспертные интервью (коридорки)
Разновидность глубинного интервью где респондентами являются высококвалифицированные специалисты в исследуемой сфере – эксперты или «лидеры мнений».
Этнография
Метод качественных маркетинговых исследований, в котором исследователи проводят много времени с респондентами и погружаемся в их жизнь, чтобы понаблюдать за их бытом и понять, что они говорят, что делают и как.
Опросы
Один из базовых методов сбора информации в маркетинговых исследованиях, наряду с анализом документации, наблюдением и экспериментированием. Во время опроса респондент отвечает на поставленные перед ним вопросы относительно его мнения по поводу предметов, ситуаций или предпочтений.
Продуктовая аналитика (анализ логов, данных, метрик)
HADI-цикл (Гипотеза — Действие — Данные — Выводы)
HADI-цикл – цикл проверки гипотезы, который состоит из 4 повторяющихся этапов:
1) Hypothesis – формирование гипотезы
2) Action – проверка гипотезы
3) Data – получение измеримого и достоверного результата
4) Insights – выводы
Ad hoc запросы/отчеты/тестирование (нерегламентированная отчетность)
Запросы или отчеты, созданные для решения единоразовой проблемы.
Обычно требуются в исключительных ситуациях, когда регулярные отчеты не
могут обеспечить достаточно информации для принятия решения.
Health-метрика
Метрика, которая может поменяться в негативную сторону при добавлении фичи.
Её тоже важно отслеживать и проверять, помимо основных метрик эксперимента.
Health-метрика, как правило, разнонаправлена с основной метрикой эксперимента (если это бизнес метрика), и главное — ее не «уронить».
Data analysis
Процесс обработки и исследования данных с целью извлечения значимой информации и получения практических выводов.
Анализ данных помогает понять сути данных, обнаружить закономерности,
взаимосвязи и тренды, а также принять обоснованные решения на основе фактических данных.
Experiment card
Инструмент документации и коммуникации, который используется при проведении экспериментов или A/B-тестов.
Validation board
Инструмент, используемый в Agile-методологии разработки программного обеспечения для оценки и подтверждения уровня готовности определенных функций или задач проекта.
Feedback matrix
Инструмент, который используется в проектной деятельности для систематического сбора, организации и анализа обратной связи от заинтересованных сторон проекта. Он представляет собой таблицу или матрицу, которая включает в себя два основных компонента: интересы или ожидания запрашивающей стороны (стейкхолдеры) и конкретные аспекты или критерии, по которым можно оценить успех проекта.
Customer usage scoring
Методика оценки использования продукта или услуги клиентами. Она предназначена для определения, насколько активно и эффективно клиенты используют предлагаемое решение.
Usability-тестирование, UX-тестирование (юзабилити тестирование)
Метод оценки интерфейса со стороны удобства и эффективности его использования.
Зачастую юзабилити-тестирование проводится в два этапа: прохождение пользователем N-го количества задач (количественные или качественные тесты), а также беседа, заполнение опросников или глубинные интервью с
пользователем (качественное исследование).
First-Click Test (FCT, тест первого клика)
Методика тестирования пользовательского интерфейса, которая помогает понять, какие элементы на странице привлекают внимание пользователей и являются первой точкой клика при посещении веб-сайта или приложения.
5-Second Test (5-секундный тест, пятисекундный тест)
Метод исследования пользователей, который помогает определить, какую информацию видят пользователи и какое впечатление получают в течение первых пяти секунд просмотра дизайна.
Участникам дается пять секунд на просмотр дизайна, после чего они отвечают на несколько простых вопросов.
Привлечение к проектированию (Participatory Design)
Пользователям предлагают самостоятельно составить структуру приложения на бумаге или магнитной доске.
Зная предназначение продукта, они стараются представить его в максимально удобном для себя виде.
Оценка предпочтений (Desirability Studies)
Участникам показывают несколько вариантов дизайна.
Они должны оценить каждый из них набором количественных и качественных характеристик.
Например: скорость, простота, полезность, предсказуемость, свежесть, авторитетность и т.п.
Айтрекинг (Eyetracking)
Специальное устройство — айтрекер (eye-tracker) — отмечает точки фиксации взгляда пользователя при работе с сайтом или приложением, а также переходы между ними.
Часто применяются мониторные айтрекеры с инфракрасной подсветкой, отслеживающие отражение лучей от глаз с помощью камеры.
Исследование выявляет элементы интерфейса, которым уделяют больше внимания. Оно также позволяет обнаружить области, вызывающие у пользователей затруднения (например, запутанное меню, где взгляд не сразу находит нужный пункт). Может включать подготовленные задания или проводиться без инструкций.
Исследование истинного намерения (True-Intent Studies)
Опрос случайных пользователей сайта/приложения перед и во время работы с ним.
При входе они получают вопрос о цели посещения, а спустя некоторое время — о том, удалось ли её достигнуть.
Иногда в ходе исследования также запрашивается демографическая или иная необходимая информация.
Важно не перегружать опросник, иначе у посетителей не возникнет желания его заполнять.
A/B Тестирование
A/B-тестирование (сплит тестирование, A/B testing, split testing)
A/B-тестирование — это методика проверки эффективности различных вариантов или изменений на сайте, приложении или маркетинговой кампании, путем случайного разделения аудитории на две группы (группа А и группа В).
Группе А предлагается оригинальная версия (контрольная группа), а группе
В представляется вариант с изменениями (тестовая группа).
После этого происходит сбор и анализ данных о поведении пользователей в каждой из групп.
A/A-тестирование
Методика проверки надежности и точности самого процесса A/B-тестирования. В A/A-тестировании проводится тестирование с двумя идентичными контрольными группами (A1 и A2), которые должны давать одинаковые результаты.
Switchback-тестирование (свитчбэк-тестирование)
Тестирование влияние изменения на целевые метрики с помощью рандомизации корзины по географическому региону и единицам времени, а не по пользователям.
CUPED (Controlled-experiment Using Pre-Experiment Data)
Метод A/Б-экспериментов, который позволяет увеличить чувствительность метрик за счёт использования данных, полученных ранее.
Чем больше чувствительность, тем более слабые изменения можно замечать и учитывать в эксперименте.