Домой Блог

Как быстро освоить новые навыки и обучиться любому делу в короткие сроки

0
Как быстро освоить новые навыки и обучиться любому делу в короткие сроки
Как быстро освоить новые навыки и обучиться любому делу в короткие сроки

Как быстро научиться любому навыку

Вопрос, как освоить навыки, в современности стоит особенно остро. Мы живем стремительно, нам надо быстро развивать компетенции и профессионально расти. Но память и разум не всегда помогают в этом: учеба идет медленно и тяжело. Поэтому популярность набирают методы эффективного обучения: они помогают освоить новые навыки в короткие сроки и не забыть их через неделю.

 

1. Мозг и эффективное обучение

Знакомая со школы зубрежка – неэффективный способ. Мозг человека работает иначе. У него есть два режима: активный, в котором он усиленно работает с информацией, и пассивный.

Во втором режиме мозг обрабатывает и раскладывает полученные сведения, переводит их в долговременную память. Эффективное обучение возможно, если два режима чередуются.

Пренебрежение периодом обработки приводит к тому, что человек теряет часть информации и в итоге обучается медленнее. Есть и другие интересные особенности, которые надо учитывать:

  • сон – часть процесса обучения. Во сне мозг продолжает обрабатывать и записывать информацию. Старайтесь спать не менее 7–8 часов каждые сутки;
  • новый материал лучше всего усваивается в первой трети занятия. На этом построены практически все учебные программы – если вы учитесь самостоятельно, это тоже надо помнить;
  • мозг лучше запоминает вещи, наполненные смыслом, а яркие впечатления стимулируют память. Разбавляйте ими обучение.

 

2. Лайфхаки для быстрого изучения навыков

Так как быстро осваивать новые навыки – задача насущная, абстрактной идеи эффективного обучения недостаточно. Нужны практические методы – и они есть. Приведем четыре популярных способа что-то запомнить, отложить в долговременной памяти и использовать на практике.

 

2.1. Интервальные повторения.

Изначально эту методику популяризировали люди, изучавшие иностранные языки. Но вообще-то она подойдет для большинства сфер. Суть в том, чтобы повторять короткие участки изученного материала по интервалам, которые постоянно увеличиваются.

Человек создает карточки с вопросами и упражнениями, а потом по определенной формуле ежедневно повторяет информацию с их помощью. Делать это вручную сложно, поэтому для реализации интервальных повторений существуют специальные приложения: они сами показывают карточки, составленные пользователем.

Одно из самых известных – Anki: программа существует и для компьютера, и для смартфонов.

 

2.2. Мнемонические техники.

Мнемонические – значит направленные на запоминание. Тут надо понимать: наш мозг работает так, что образы и картинки он запоминает лучше, чем абстрактные понятия. Существующие техники запоминания используют эту особенность:

  • при изучении сложных понятий их можно сравнить с чем-то простым. Пример – иероглифические языки: иероглифы мысленно сравнивают с картинками, которые что-то обозначают. Пусть эти картинки значат что-то для вас, пускай они будут забавными или легко запоминающимися;
  • так называемая «римская комната» эксплуатирует пространственную память. Другие названия – метод локусов, метод Цицерона, «чертоги разума». Техника упоминалась в сериале BBC «Шерлок»: суть в том, что понятия и явления представляются как предметы в хорошо знакомом помещении. Например, в вашей комнате или в офисе;
  • можно пользоваться методами историй и цепочек – объединять смыслы так, чтобы память об одном явлении по цепочке тащила за собой другое.

 

2.3. «Метод помидора».

Мозг работает так, что после активных периодов ему нужны передышки, чтобы сгруппировать полученную информацию. Поэтому через какое-то время сконцентрированной работы мы начинаем отвлекаться и терять фокус. Хорошая новость – отвлекаться можно и даже полезно, если делать это по системе. «Метод помидора» – это чередование периодов концентрации и отдыха:

  • 25 минут человек активно работает, читает или что-то учит;
  • 5 минут после этого – отдыхает, вообще не думая о работе. В это время его мозг обрабатывает то, что человек делал до этого, в фоновом режиме;
  • через несколько таких циклов – более долгий перерыв длиной 20–30 минут.

Временные промежутки можно корректировать под себя: например, не 25 и 5 минут, а 15 и 2.

 

2.4. «Метод утенка».

Если надо понять что-то сложное – расскажите это резиновому утенку. Или чему-то еще: бутылке воды, отражению в зеркале, воображаемому собеседнику. Возможно, даже реальному человеку, если у вас есть знакомый, который согласен вам помочь. Этим методом можно пользоваться при подготовке к экзаменам, обучении, перед публичным выступлением или даже написанием статьи либо книги.

Конечно, после одной статьи вы не станете экспертом в том, как освоить любой навык за неделю. Это обычно и вовсе невозможно – если речь не о чем-то простом. Но перечисленные техники и методы помогают ускорить обучение и сделать его эффективнее. Главное – не забывать ими пользоваться и помнить о возможностях собственного мозга.

Построение эффективной продуктовой команды: как собрать, выстроить и организовать

0
Построение эффективной продуктовой команды: как собрать, выстроить и организовать
Построение эффективной продуктовой команды: как собрать, выстроить и организовать

Построение процессов в продуктовой команде, People Management

People Management дословно переводится как «управление людьми». Оно нужно любой команде: если внутри нет менеджмента и нормальной организации, сотрудники чувствуют себя не на своем месте, сроки срываются, развития нет или очень мало. Хорошее управление помогает этого не допустить.

People Management – про то, как собрать продуктовую команду, чтобы люди понимали ценность задач, чувствовали ответственность, работали мотивированно и слаженно. Только так возможно устойчивое развитие: с четкими дедлайнами и высокой вовлеченностью сотрудников. Давайте обсудим это подробнее.

 

1. Что такое продуктовая команда

Перед тем как организовать продуктовую команду, надо понять, что это вообще такое. Самое простое определение – группа сотрудников, которая создает определенный продукт. Некоторые считают, что к определению надо добавить ряд уточнений:

  • членов команды объединяют одна цель и мотивация;
  • они несут ответственность за то, что делают;
  • через продукт команда влияет на общее состояние бизнеса компании.

Эффективность группы определяется продуктовыми метриками. Как правило, речь идет об IT-продуктах, так что в команду обычно входят разработчики, дизайнеры, тестировщики, маркетологи и другие сотрудники. Управляет ими продакт-менеджер: он же отвечает за продукт.

 

2. Особенности построения процессов

Разделяем зоны работы.

В большинстве крупных компаний действует принцип: не сваливать все подряд на одних и тех же людей. Команды разделяются по зонам ответственности, причем это разделение может быть разным в зависимости от специфики компании:

  • по направлениям. Каждая команда отвечает за свое направление: например, одна работает с версией сайта для бизнес-партнеров, другая – с версией для частных клиентов;
  • по типу. Есть две основные группы – Core (ядро) и Growth (рост). Ядро – это основная часть продукта, которая практически не меняется, только поддерживается и улучшается. Рост – это эксперименты: новые функции и возможности;
  • по типу ценностей, по определенным метрикам и т. д.

Внутри групп могут существовать подгруппы: дробление зависит от размеров компании. Небольшие организации порой обходятся 1–2 командами, в крупных фирмах их количество достигает десятков.

 

Проверяем удаленных сотрудников.

Удаленная работа – это хорошо. Пандемия показала, что в IT и смежных областях «удаленка» не ухудшает производительность, а, наоборот, повышает. Если офисный разработчик, обучившись, может уехать за рубеж и бросить компанию, то удаленному необязательно менять работу, и программировать он может с комфортом.

Так что не стоит требовать от сотрудников обязательного офиса, если у вас есть возможность выстроить процессы удаленно. Контролировать удаленных сотрудников можно:

  • с помощью Slack и других сервисов. Они показывают, сколько времени человек затратил на работу, когда отходил пообедать и т. д.;
  • через личное общение. Можно время от времени писать сотрудникам и проверять, насколько быстро они отвечают. Остается ли человек на связи – показатель, стоит ли держать его на «удаленке»;
  • с помощью совещаний и митингов. Команда может собираться где-нибудь лично или в видеочатах, если некоторые сотрудники живут в других городах.

 

Проводим митинги.

Так называются общекомандные встречи, на которых сотрудники рассказывают, что они сделали за прошедший период времени, какие задачи у них сейчас в работе, что вызвало сложности, а что, наоборот, далось легко.

Культура рабочих митингов помогает делиться происходящим и лучше понимать, что происходит в команде – причем в курсе дела оказываются все работники.

 

Развиваем сотрудников.

В команде, где все сотрудники – опытные старожилы, чаще всего нет жизни. В управление входит еще и повышение эффективности. Пусть более продвинутые работники шефствуют над другими, обучают новичков, делятся опытом.

Новые сотрудники в свою очередь проверяют свою работу у менторов. Эффективная продуктовая команда всегда связана между собой. Это не просто группа людей, работающих над общим проектом: члены команды понимают ценности и цели того, что делают, и стараются действовать слаженно. А продуктовый менеджер обязан добиваться этой слаженности и комфорта для всех.

 

Смотрим на успешные кейсы.

В Интернете много примеров крупных компаний, которые рассказывают, как выстроили продуктовую команду. Например, об этом рассказывали представители Lamoda, «Авито», из зарубежных – Spotify.

По кейсам можно заметить, что компании стараются придерживаться перечисленных здесь принципов: распределение зон ответственности, общие встречи, отход от догматизма. Эффективность такого подхода видна и по продукту: все перечисленные компании занимают лидирующие позиции на рынке.

В продуктовом и проектном менеджменте главное – учитывать специфику продукта. Это надо понимать, чтобы построение продуктовой команды было эффективным, а сотрудники чувствовали себя на своем месте и могли развиваться.

Надо прислушиваться к людям, улавливать их потребности, учитывать особенности и компетенции. Поэтому People Management – сложная, но интересная отрасль. И важнее всего здесь эмпатия и умение понимать людей.

Лидеры продукта. Как лучшие в мире продакт-менеджеры создают команды и запускают крутые продукты

0
Денис Катков о создании цифровых продуктов и аналитике.
Блог о создании цифровых продуктов, дизайне, аналитике и исследованиях. Рассказываю про бизнес, команды, разработку и процессы, через призму здравого смысла.
1.00x thumb - Лидеры продукта. Как лучшие в мире продакт-менеджеры создают команды и запускают крутые продукты
Лидеры продукта. Как лучшие в мире продакт-менеджеры создают команды и запускают крутые продукты

1. О чём книга и для кого.

Размышления на предмет развития менеджеров продуктов в лидеров продукта. Подойдет продуктовым лидам, посмотреть в сторону от стандартных инструментов и hard-skills. Мало применима для CPO, недостаточно глубины.

 

2. Зачем читать.

Понять, что переходя на новый уровень развития карьеры, у менеджера меняется набор инструментов для работы с продуктом и командой. Позиция лида постепенно переходит в сторону классического менеджмента и лидерства, а также soft skills, оставляя только специфику развития цифровых продуктов, но не более.

 

3. Структура и удобство чтения.

В книге много воды, материал часто повторяется, что не делает его более ценным для усвоения. Структура разделена на три структурных блока:

1. ведение в профессию, где расскажут о роли лидера, навыках, целях и функциях,

2. рассказ об особенностях лидера в разного уровня компаний (стартап, развивающаяся компания и крупный интерпрайс),

3. объяснят, что не все функции в компании есть внутри и существует аутсорс (вот это неожиданно, но нет), где вам расскажут, сценарии использования компаний партнеров.

 

4. Применимость.

На практике применять нечего, инструментов нет. Материал предназначен для изменения мышления и расширения границ понимания процессов происходящих в компании и продуктах.

 

5. Впечатления, плюсы и минусы.

Неоднозначное впечатление от книги, так как материал исключительно не для практики, а теоретическая часть настолько слаба, что в сравнении с книгами по классическому менеджменту и соф скилл она рядом не стоит.

Я бы рассматривал её в контексте, когда вы встречаетесь со своим близким другом и обсуждаете интересную для вас тему, вы обмениваетесь мыслями, дискутируете и уходите со встречи, размышляя о предмете беседы.

Возможно мне хотелось бы вернуться к этому разговору чуть позже, когда пройдет достаточное количество времени и наработается чуть больше опыта, чтобы посмотреть на вопрос о лидерстве под другим углом.

Как повысить компетенцию: кейсы FinTech, E-com, дейтинг, медтех и другие

0
Как повысить компетенцию: кейсы FinTech, E-com, дейтинг, медтех и другие | Денис Катков
Как повысить компетенцию: кейсы FinTech, E-com, дейтинг, медтех и другие | Денис Катков

Как растить компетенции в разных отраслях: кейсы финтех, игры, дейтинг, медтех, E-com, другое

Образования и способностей недостаточно для успеха в работе и в жизни: нужно уметь грамотно их применять. В таких случаях говорят о развитии компетенций – черт личности, склонностей и навыков.

Только с ними можно подготовить настоящего профессионала в своей отрасли: и неважно, о саморазвитии речь или об обучении персонала. Поговорим, как повысить компетенцию: существует несколько стратегий и конкретных методов. Но на первом месте всегда будет стоять стремление к саморазвитию.

 

Что такое компетенции

В понятии легко запутаться: в него входят и черты личности, и особенности взаимодействия с окружающим миром, и профессиональные навыки. Например, умение управлять персоналом – это компетенция. Стрессоустойчивость – тоже. Я считаю подходящим определение, которое дает Ричард Бояцис в книге «Компетентный менеджер»: «базовая характеристика человека, которой могут быть мотив, черта личности, навык, аспект Я-образа, социальная роль или знания».

То есть компетенция складывается из личностных особенностей, знаний, умений и навыков, а еще из мотивации и способностей. Может показаться, будто определение слишком расплывчатое, но по большому счету оно сводится к умению управлять: собой, своими задачами или взаимоотношениями с людьми.

 

Стратегии развития компетенций

Не существует идеальных людей, которые компетентны во всем. Но это не повод отказаться от развития. Да, одну и ту же компетенцию одному человеку будет развить легко, а второму сложно. Это нормально: у всех есть сильные и слабые стороны. И все существующие стратегии развития это учитывают. Давайте посмотрим, какие.

 

Развитие слабых сторон.

Суть в том, чтобы делать упор на вещи, которые получаются плохо, и подтягивать до нужного уровня. Подходит, чтобы закрыть пробелы в знаниях и навыках: человек будет меньше ошибаться, грамотнее работать.

Стратегия не универсальна: не подходит для компетенций, которые конкретному человеку развивать тяжело и неинтересно. Чтобы долго и уверенно работать над какой-то одной слабой стороной, нужна хорошая мотивация – если работнику скучно, ее не будет.

 

Компенсация слабых сторон.

Более интересный подход: какие-то компетенции у человека наверняка развиты лучше других. Можно использовать их, чтобы нивелировать недостатки. Как пример – недостаток склонности к определенной деятельности компенсируется внимательностью и усидчивостью. Умение выдвигать новые идеи в какой-то степени нивелирует неумение следовать старым.

Стратегия опять-таки не универсальна: есть вещи, которые просто невозможно компенсировать, а людям свойственно работать по привычному шаблону и теряться в новых условиях. Поэтому, оказавшись в ситуации, где нужна «слабая» компетенция, они могут растеряться и не понять, как ее вообще можно нивелировать.

 

Комплексное развитие.

Стратегия сочетает предыдущие две и поэтому считается универсальной. Человек поочередно подтягивает слабые стороны и пользуется сильными, чтобы сгладить недостаток компетенции в определенных сферах. Получается гармоничный профессиональный и личный рост.

 

Принцип FIRST: непрерывное развитие

Нужен, чтобы наращивание компетенций было эффективнее. Само слово FIRST – аббревиатура, которая включает пять понятий:

  • F – Focus on Priorities. Это значит – фокусируйтесь на приоритетах, выбирайте наиболее важные области и совершенствуйтесь в первую очередь в них;
  • I – Implement something Every Day. Что угодно начнет получаться лучше, если регулярно практиковаться. Каждый день делайте что-нибудь для достижения цели: даже небольшое действие помогает развитию;
  • R – Reflect on what happens. Наблюдайте за собой и своим прогрессом, оценивайте, как он меняется. Такой анализ поможет скорректировать курс, если что-то идет не так, и лучше понять, какие действия вам помогают;
  • S – Seek Feedback and Support. Ищите поддержку и обратную связь: они помогут быстрее совершенствоваться и не допускать ошибок;
  • T – Transfer Learning into next Steps. Постепенно наращивайте сложность, ставьте новые цели и таким образом выходите за пределы текущих умений.

 

Что делать для развития компетенций

Компании проводят мероприятия для повышения компетенций, раздают работникам методички, но все это не имеет значения, если у сотрудника нет мотивации. Основой всегда будет саморазвитие: человек должен сам прилагать усилия и действовать. Если он замотивирован, то и сам успешно освоит способы повышения компетенций и будет им следовать. Перечислим три осно